11-07-2019 19:57

Тема: Советы фурри-писателям от Кайла Голда

Голд, который Кайл, часто делится опытом с начинающими фурри-писателями у себя в рассылке и в подкасте (было дело). Каллид, который Эрвин, даже переводил их как-то, ну и... в общем, я решил собрать их здесь в одном месте. Может кому пригодится.

...не поймите меня правильно.

11-07-2019 19:58

Re: Советы фурри-писателям от Кайла Голда

Насколько фуррными должны быть ваши персонажи

Вопрос, который мы часто обсуждали ещё на заре фурри-писательства и который мне продолжают задавать по сей день. Идея в том, чтобы уйти от рассказа про «хвостатых людей», то есть от рассказа о фуррях, история которых никак не изменилась бы, пожелай вы заменить их внешний вид на человеческий.

Но здесь есть несколько нюансов. Некоторым, для того, чтобы история стала достаточно фуррной, нужно, чтобы персонажи сохраняли все повадки того вида, от которого они произошли. И если, например, лисы не живут в норах, а волки – в кочевых стаях, такой рассказ для них будет не достаточно фуррным.

Другим же достаточно лишь небольших отсылок на прародителей вида: у куньих, например – сильный запах, или бо́льшая активность по ночам у ночных животных. Мою серию OOP, наверное, можно назвать «почти человеческой», но там достаточно и животных черт, чтобы счастливы были и те, и другие.

Как же всё-таки тогда решить, насколько фуррным будет ваш мир? Будут ли ваши лисы, еноты и опоссумы открывать свои магазины только по ночам и насколько ваша мышь будет меньше вашего слона?

Всё это зависит от того, в каком мире живут ваши герои и какую именно историю вы хотите рассказать. Если вы пишете про современный мир, то проблемы, которые вы затроните, куда органичнее и легче впишутся в более «человеческих» персонажей. Если же это фентезийный мир, то у вас появляется бо́льшая свобода создать совершенно новые общественные структуры вокруг ваших персонажей, которые можно выписать, опираясь на повадки видов в животном мире. Или вы можете исследовать то, как повлияют, например, определённые звериные повадки на наш современный мир. Всё это разные истории и именно поэтому прежде чем выписывать мир вам нужно знать какую именно историю вы собираетесь рассказать.

(Как вариант, вы можете создать свой собственный мир, а затем посмотреть в какой сюжет он выльется, но мне кажется, что это рискованный путь – вы можете увязнуть в деталях и никогда не добраться до самой истории. В своих работах я делаю так, чтобы всё работало именно на сюжет.)

Подводя итог сказанному, ваши персонажи должны быть настолько фуррными, насколько вы сами хотите чтобы они были для той истории, которую вы хотите рассказать. И если вам самим они нравятся, не слушайте никого, кто говорит, что они не достаточно фуррные.

...не поймите меня правильно.

11-07-2019 20:00

Re: Советы фурри-писателям от Кайла Голда

Избавляйтесь от «пассивности»


Кажется, раньше я уже говорил о том, что активное описание всегда лучше пассивного. У Чака Паланика есть отличное эссе (англ.) на эту тему. Признаюсь, его советам я сам следую не всегда, но периодически использую. Ближе к концу статьи он говорит о том, что нужно избавляться от пассивного описания, и, как пример, я хочу показать правки, которые я сделал в Ty Game:

Оригинал:
Когда Арч достал ключи перед каким-то узким трёхэтажным домом на какой-то странной улице, к Таю стало подкрадываться плохое предчувствие. Входная дверь дома была в ржавых разводах, а от самого места разило мочой; Тай мог различить как минимум десятерых из тех, кто мочился тут за последние несколько дней. Хотя вот машины на улицах корытами не были: стояли пара BMW и множество машин среднего класса. То есть нарко́ты, может, и ходили по улице, но в домах жили люди с деньгами.
Внутри всё было куда лучше. Стоило ему войти в ярко освещённое фойе, и запах мочи исчез. Вдоль правой стены висели почтовые ящики. Много ящиков. Арч прошёл мимо них и направился к старой мраморной лестнице в глубине здания – такой узкой, что по ней мог спускаться или подниматься только кто-то один.

Редакция:
Когда Арч достал ключи перед каким-то узким трёхэтажным домом на какой-то странной улице, в нос Тая ударил запах как минимум десятерых из тех, кто мочился здесь за последние несколько дней; а когда он подошёл к ржавым входным дверям, стараясь держаться поближе к Арчи пока тот выстукивал клавишами код, смердящий вокруг мусор и вовсе сделал вонь тошнотворной. И Арч в этом месте ЖИЛ?! Тай взглянул другие на дома на улице, и тут его внимание привлёк припаркованный BMW. «Смельчак, однако», – подумал он, но заметил ещё один, а затем блестящий новый Mini, ютившийся среди седанов среднего класса. То есть нарко́ты по улице, может, и ходили, но в домах жили люди с деньгами. Сквозь скрипучие двери, покачивая расслабившимся хвостом, Тай проследовал за Арчи.

И стоило ему войти в ярко освещённое фойе, как запах мочи исчез. Внутри, вдоль одной из стен, висели почтовые ящики в старом стиле а-ля «под медь» с заботливо выведенными номерами на блестящих передних панелях. Арч прошел мимо них и направился к старой элегантной мраморной лестнице в глубине здания – такой узкой, что по ней мог спускаться или подниматься только кто-то один.



Что я сделал? Я пересмотрел пассивные глаголы и обороты и попытался заменить их действием. Мне хотелось, чтобы Тай взаимодействовал с окружением эмоционально. Он, собственно, и взаимодействовал – я просто сделал это более акцентированно: вместо того, чтобы «ощущать дурные предчувствия» у дверей, которые «были в ржавых разводах», Тай торопится за Арчи к этим ржавым дверям. Это даёт нам всю необходимую информацию, ПЛЮС создаёт динамическую картинку в нашем воображении. А вместо того, чтобы машины «не были корытами», мы заставляем Тая взглянуть на них. Ещё можно заметить, как в оригинале я делаю то, что Паланик НЕ советует делать никому: начинаю абзац с фразы, подытоживающей всё, что следует ЗА ней. Не то, чтобы это был вопиющий случай, но он заставил меня подумать над тем, как я могу показать насколько приятнее интерьер внутри. Поэтому я добавил описание красивых почтовых ящиков.

Вы можете сказать, что второй вариант всегда будет живее, если в него столько всего добавить, но суть в другом. Говоря «внутри всё было лучше», у вас пропадает мотив добавлять больше деталей. Когда же вы не можете сказать напрямую, что внутри было лучше, вам приходится думать о том, как это «лучше» показать. Ничто не помешало мне добавить деталей про почтовые ящики и в оригинале, но это было более или менее оправданно и много думать об этом мне не пришлось.

В целом, эти изменения небольшие, но если вы пробежитесь по местам в своём тексте, где сможете этот приём применить, все ваши небольшие изменения сложатся в картинку получше.

...не поймите меня правильно.

11-07-2019 20:01

Re: Советы фурри-писателям от Кайла Голда

Как быть с критиканами

Когда читаете коментарий к собственному рассказу, прежде всего разберитесь, с чем именно вы имеете дело: с критиканством или с критикой. В первом случае комментатор лишь указывает вам на то, что в вашем рассказе ему что-то не нравится. Во втором – вы получаете конструктивный совет по поводу того, как найти или исправить слабые стороны.

Примеры:

«Скукатище. Бросил читать на половине.»

«Начинается рассказ неплохо, но ближе к середине в нём появляются несколько сцен, которые абсолютно никак не двигают ни сюжет, ни персонажей. С момента, когда Джейк встречает кролика у роллердрома и до момента, когда появляется злодей и взрывает лыжную базу, всё, что делает ГГ – это просто перемещается с места на место. Описания хороши, да, но сами персонажи никак при этом не меняются. Я бы на этом участке поставил перед Джейком какую-нибудь промежуточную цель.»



Вполне очевидно, что первое – это критиканство, второе – критика. Как думаете, какое впечатление оставил бы после себя каждый из них, будь автором рассказа вы сами? От первого комментария я бы, определённо, расстроился и в конце концов написал что-нибудь вроде «не нравится – не читай»... Но улучшить историю мне бы это не помогло никак.

Второй комментарий куда более полезный. Плюс он не заставляет меня чувствовать себя никчёмным. Я бы, скорее всего, был бы зол на себя за то, что сам не увидел этой проблемы, но обратите внимание, автор комментария не опускается до оценок вроде «скукатище», а даёт вам анализ того, что по его мнению в вашем рассказе не работает. Да ещё и сам предлагает варианты как это можно исправить. Даже если вы и расстроитесь после этого из-за того, что ваш рассказ кому-то не нравится, вы будете знать как это можно исправить.

Когда вы получаете критику от кого-то, кто умеет правильно критиковать, вы знаете, что с этим делать: оцениваете её, смотрите, соответствует ли она вашим задумкам, сравниваете с мнением других критиков, если ещё не определились, и затем либо следуете предложенным советам, либо нет.

С критиканством справляться куда сложнее. Тем более, что есть случаи, когда всё не столь однозначно: «В этой истории нет нормальных женских персонажей» – это критиканство, но вместе с тем оно имеет и потенциально обоснованную точку зрения. Попробуйте взглянуть на такой комментарий максимально беспристрастно, без эмоций, и выясните, есть ли в нём зерно обоснованной критики.

Во всём этом главное помнить — мы все считаем свои мнения верными. Не менее ценно ваше желание написать историю именно так, как вы сами её видите. Если ваша история происходит в строго мужском экипаже космического корабля, то может и к лучшему, что у вас нет хорошего женского персонажа. Но если вы пишете о «расширенных» семьях, этот комментарий может указать вам на место, в где ваш рассказ вы мог бы стать лучше.

Точно так же, если кто-то говорит, что ваша история скучна – это верно для них. Можете ли вы сделать её менее скучной? Возможно. Сделает ли это вашу историю менее «вашей»? Может быть. Всем не угодишь, но зачастую вы можете сделать свою историю привлекательной для бо́льшей аудитории, не теряя при этом ядро того, что делает её по-настоящему вашей.

Проблема, о которой разные творческие люди писали уже много раз, заключается в том, что негативные комментарии всегда запоминаются лучше, чем позитивные. Например я практически не запоминаю то хорошее, что мне говорят о моих работах (то есть не помню слово в слово; помню только то, что комментарий был положительный), тогда как негативный комментарий может врезаться в память на годы.

Вам просто нужно научиться говорить себе, что ваши истории – они не для всех, научиться напоминать себе обо всём хорошем, что было сказано в адрес ваш или ваших рассказов, и уметь увидеть в критиканстве долю правды и здравого смысла. Каждая критика – это потенциальная возможность роста и развития для вас, как для автора, однако вы сами должны решать – хотите ли вы двигаться именно в этом направлении или нет.

...не поймите меня правильно.

11-07-2019 20:04

Re: Советы фурри-писателям от Кайла Голда

Поиск издательства

Один из самых часто задаваемых вопросов – «как вы публикуетесь?». Вопрос, у которого сложный и длинный ответ, который, ко всему прочему, ещё и меняется каждый.месяц. Но я попробую дать лучший из них на данный момент.

1. Узнайте, какие издательства работают с вашим жанром. Не только с литературным жанром, но и с размером, и кучей других нюансов. Например, если вы пишете фентезийную историю про драконов в замке, на которых нападают отряды злых рыцарей, недостаточно искать «фентезийного» издателя. Есть люди, которые любят истории про драконов, есть люди, которым интересно фентези разных культур, есть люди, которым нравятся романы, и есть те, кому нравятся повести или рассказы. Есть люди, которым нравятся современное фентези, есть люди которым нравится городское фентези, и те, кто любит читать о тёмном фентези. Так что определитесь, с каким жанром вы работаете, и составьте себе список тех издательств, кому это было бы интересно.

2. Если они принимают работы от авторов, отравьте им свою работу. Звучит просто на первый взгляд, но, честно говоря, это самый лучший вариант. Пусть ваша работа говорит сама за себя. И, конечно же, ВСЕГДА ЧИТАЙТЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИЗДАТЕЛЬСТВ ПО ОТПРАВКЕ РАБОТ И СЛЕДУЙТЕ ИМ. Если они просят рассказ на 2-10 тысяч слов, не отправляйте им повесть на 20 тысяч; если просят формат .doc или .docx, не отправляйте PDF.

3. Отсылайте. Если вам отказали, пробуйте снова. У отказов могут быть тысячи причин. Если редактор будет любезен настолько, что укажет вам причину отказа, отнеситесь к ней серьёзно (И НИКОГДА – СЛЫШИТЕ, НИКОГДА НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ОСПОРИТЬ ЭТИ ПРИЧИНЫ В ОБРАТНОМ ПИСЬМЕ. ДАЖЕ ЕСЛИ ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО КАКИЕ-ТО МОМЕНТЫ ИМ ВСЁ-ТАКИ СТОИЛО БЫ ОБЪЯСНИТЬ – НЕ ВЗДУМАЙТЕ. ПРОСТО ЗАБУДЬТЕ ОБ ЭТОМ). Потому что вот в чём тут штука: как только вы посылаете издателю свою работу, вы налаживаете с ним контакт. Если вы отсылаете им рассказ, а они, например, говорят «неплохой сюжет, хорошие описания, но, блин, диалоги – ни в какие ворота», а затем вы посылаете им другой рассказ, уже с проработанными диалогами – они это заметят.

Если есть возможность, общайтесь лично. Большинство редакторов и издателей хотя бы раз или два раза в год посещают какие-нибудь коны – они ведь тоже фанаты! И если вы будете достаточно вежливы и приятны, им будет даже в радость пообщаться с вами. Неплохо будет у них спросить что-нибудь вроде «кстати, как вы думаете, что именно делает [диалог/описание/сюжет/и т.д.] действительно хорошим?» или «можете ли вы порекомендовать какой-нибудь рассказ с хорошими [диалогами/описаниями/сюжетом/и т.д.]?», или даже «я работаю над улучшением своих [диалогов/описаниий/сюжетов/и т.д.], что бы вы порекомендовали мне почитать?». (Опять же, никаких «как вы могли не взять мой рассказ, а напечатать этот, который ведь явно хуже?» Им ваш рассказ по с равнению с этим таким уж «явно хуже» не показался. И вам нужно найти то, ПОЧЕМУ ИМЕННО он им таким не показался.

4. Романисты, внимание! В наши дни сложно найти такое фурри-издательство, куда можно было бы прийти со своим романом. FurPlanet и Sofawolf открывают вакансии нечасто, а у большинства других издателей либо большой срок ответа, либо они никак не представленны на конах, либо и то и другое вместе. Но если вы отправите свой рассказ в один из их альманахов (например, ROAR, Heat и т.п.), и вас опубликуют, издатели запомнят вас (см. выше) как писателя, чьи рассказы им нравятся. После этого вы сможете пообщаться с ними на коне (см. выше) или отправить им письмо с предложением. В этот раз они будут к вам куда более благосклонны.

TLDR (для ниасиливших): Пишите. Пишите больше. Пишите тем, кому это нравится, тогда, когда об этом просят, так, как об этом просят. Начинайте с рассказов и растите к романам. Будьте вежливы, профессиональны, предусмотрительны и никогда не сдавайтесь!

...не поймите меня правильно.

11-07-2019 20:05

Re: Советы фурри-писателям от Кайла Голда

Ваши фанаты

Когда вы начнёте писать и выкладывать свои рассказы, у вас появятся фанаты. По началу это будут только ваши друзья, но довольно быстро к ним примкнут поклонники, которые узнали о вас именно через ваши рассказы. Раньше я уже писал о том, как собрать свою фан-базу (если вкратце: постите чаще и совершенствуйтесь как писатель). Но какие обязательства налагают на автора его фанаты? Как поддерживать их увлечённость и интерес?

Я был и до сих пор остаюсь фанатом многих авторов. И почти всё моё общение с ними было позитивным (один из плюсов того, что вы сами начинаете писать и издавать книги - другие авторы начинают говорить с вами как с равным и это, надо сказать, круто). Поэтому когда я общаюсь со своими фанатами, я стараюсь вспомнить то, что делали авторы по отношению ко мне – то что заставляло чувствовать меня увереннее когда я сам был ещё совсем зелёным юнцом и набирался смелости написать, скажем, Энн МакКэффри (которая потом ещё и ОТВЕТИЛА на моё письмо!). Теперь я поступаю так же и со своими фанатами.

Кто бы ни написал вам письмо, кто бы ни оставлял вам комментарий – всегда помните, что перед вами индивидуальность. Бо́льшая часть ваших поклонников будут обходительны, вежливы и интересны, и ваша обязанность относится к ним с уважением и признательностью. Сегодня на чтение мало у кого есть время, не говоря уже про то, чтобы написать кому-то письмо и рассказать, насколько это было здорово. Некоторые могут выражать свою признательность совсем не так, как вы того ожидаете – но взгляните на мир их глазами, поймите, что скрывается за их намерениями.

Вам также нужно будет подумать, где провести границу общения. Некоторые авторы активно учавствуют в переписках на Фэйсбуке, в Твиттере или в Инстаграме; другие могут не пускать в своё личное пространство и устанавливать конкретное время и способ общения. Я, на сколько могу, стараюсь уделить внимание каждому, кто пытается связаться со мной и делится впечатлениями. Даже если это твитт с простым «спасибо». У меня не всегда есть время для большего, но я пытаюсь объяснять это и большинство поклонников меня понимает.

И ещё. У вас будет очень, ОЧЕНЬ маленькая группа фанатов (в моём случае – никто из вас, читающих эту рассылку), которые будут считать, что вы им что-то должны. Как те люди, которые писали гневные письма Джоржду Мартину всякий раз, когда он писал где-нибудь в блоге о том, что что-то ему «мешает закончить очередную книгу "Игры Престолов"». С такими фанатами вы по-прежнему можете быть вежливыми – ведь они искренне, пусть и с нетерпением, ждут ваших работ, правда? Но если общение с ними перестаёт быть комфортным для вас, просто проигнорируйте их. Не вступайте в споры с ними, потому что именно автору, в конечном итоге, в таких спорах достанется больше всех. (Негативные отзывы тоже игнорируйте. По той же причине).

Будьте вежливы, уважительны и отзывчивыми со своими фанатами именно так, как вы бы хотели, чтобы с вами поступали авторы, которые нравятся вам. Теперь вы чей-то любимый автор. Или любимый автор ваших любимых авторов. Это очень здоровское ощущение, несущее с собой и опредённую отвественность, но оно всегда того стоит.

...не поймите меня правильно.

11-07-2019 20:06

Re: Советы фурри-писателям от Кайла Голда

Как выписывать разных персонажей

Этот вопрос пришёл от Гэбриела:
Я выписал характеры каждого [своего персонажа]: кто-то более общителен, кто-то более организован, кто-то ленив и т.д. Но не могли бы вы дать совет, как выписать такого персонажа, который тоже, например, был бы в этой команде, но который чувствовал бы себя в ней некомфорно? Мне с моим характером представить такое сложно.

Один приём, к которому пришёл я сам, заключается в том, чтобы докопаться до общего в переживаниях разных людей. Тебе может быть трудно понять, почему кто-то чувствует себя некомфортно на вечеринках, но и ты сам бывал в таких ситуациях, когда чувствовал себя некомфортно. Именно об этом чувстве тебе и нужно научиться писать. В этом случае могут помочь беседы с теми людьми, которые неуютно чувствуют себя в толпе. Чтобы найти общие черты характера тех людей, чьи особенности выходят за рамки твоих собственных переживаний – в моём случае, например, это были профессиональные спортсмены – ты можешь поискать блоги в интернете, в которых люди пишут о своих переживаниях и ощущениях.

Но читай и говори не только с кем-то одним. Найди нескольких таких. Твоя задача – отыскать как можно больший спектр переживаний и понять какое именно соединение их переживаний и окружения, заставляют их чувствовать себя некомфортно. Когда я исследовал профессиональных спортсменов, я выяснил, что их двигатели – это соревновательный дух, нацеленность на достижения каких-то определённых задач и мысли о том, насколько непредсказуемо может сложиться твоя карьера. Писателям об этом задумываться не приходится, но есть, например, та же Роулингз, которую мы все любим, и это вечное беспокойство о том, что твоя карьера может закончится потому что ты напишешь что-то, что вдруг просто перестанет нравиться людям. Этому я могу сопереживать и благодаря этому мир профессиональных спортсменов мне стало представлять гораздо легче.

После того, как я прочитал пару блогов разных спортсменов, которые писали о различных своих ситуациях, я нащупал их общность. Не всю, конечно – те сообщения, которые появляются в общем доступе наверняка курируются, что несколько искажает то представление, которое ты получаешь, но иногда это всё, что у тебя есть.

Если тебе повезёт иметь знакомого с теми чертами, которые ты ищешь, вежливо объясни ему почему и о чём тебе хотелось бы с ними поговорить и попроси его о разговоре. В самом разговоре перемежай один-два проходных вопроса с одним важным, который поможет тебе с историей. С примером выше эти вопросы могут быть, например, такими: «Опиши свой дискомфорт на вечеринке? Как думаешь, почему он может возникать?». Это может добавить что-то к твоему персонажу – не обязательно то, о чём говорил твой друг, но какие-то примечательные мысли, к примеру. Если твой друг захочет, можешь попросить его даже прочесть несколько абзацев про своего персонажа и спросить у него, насколько точно у тебя получилось его описать.

Так что советом тебе будет исследования и сопереживания. В глубине души все мы испытываем одни и те же эмоции, просто запускаются они у каждого из нас разными ситуациями. При разработке персонажа, на которого вы сами совершенно не похожи, важно найти детали, которым вы сами сможете сопереживать и отталкиваться уже от них.

...не поймите меня правильно.

11-07-2019 20:27

Re: Советы фурри-писателям от Кайла Голда

Упс... такая тема уже была. Просьба к модерам – перенесите туда, если не сложно.

...не поймите меня правильно.

11-07-2019 21:53

Re: Советы фурри-писателям от Кайла Голда

Лучше не надо. Статья самобытная и интересная. Искать в той горе флуда то, что тебе реально может помочь – сущий Ад.

12-07-2019 03:37

Re: Советы фурри-писателям от Кайла Голда

Марти Сью сказал:

TLDR (для ниасиливших): Пишите. Пишите больше. Пишите тем, кому это нравится, тогда, когда об этом просят, так, как об этом просят. Начинайте с рассказов и растите к романам. Будьте вежливы, профессиональны, предусмотрительны и никогда не сдавайтесь!

+1500!
Мог бы добавить пару слов, но... Но кто я, а кто - Кайел?
В конце концов, раз просит  - последую.

12-07-2019 07:04

Re: Советы фурри-писателям от Кайла Голда

Любимый автор)
слышал, что есть еще вполне универсальные советы писателям от Хайнлайна

15-07-2019 20:32

Re: Советы фурри-писателям от Кайла Голда

Спс за проделанную работу. Марти Сью

Eorum mortem. Reple me cum vita