27-08-2011 17:53

Тема: Крючки для читателя

На соседнем рессурсе столкнулся с неплохим изложением процесса написания (с точки зрения редактора).
И, хотя я в целом со сказанным не согласен - но кое-что меня порадовало, ибо я это чувствовал, применял, но никак не мог вербализовать.
Теперь - могу.

Итак. Чем интересный текст отличается от неинтересного?
Ответ: интересом.
А что интересно читателю?
Ну-ка, дорогой мой писатель, кто бы ты ни был - от подумывающего заняться этим ремеслом школьника до матерого, пережившего шестое издание автора...
Смогёшь ли ответить вот так, с налету?
Нет, не смогёшь.
Потому, что читателю интересно разное!
Но при этом есть общие правила, которые (с натяжкой) действуют всегда и везде.
В любом литературном произведении - от справочника по математике до докладной записки начальству.
Читателя интересуют эмоции.
То ли это будет эмоция от узнавания нового (или вспоминания старого), то ли гнев, то ли жалость, то ли восторг...
В хорошем тексте эмоции будятся у читателя своеобразными "крючками" - ситуациями или описаниями, которые  и вызывают нужную эмоцию.
И вот тут-то собака-то порылась...
Топорылая собака....
Во-первых. Автор может пытаться "поймать" одну эмоцию, а у читателя вызывается другая. Например, он героически покромсал двести врагов... А читатель думает: "Вот урод и убийца".
Во-вторых. Эмоция может и не вызываться вообще. То есть, герой слезливо смотрит в окно возлюбленной, а читатель зевает: "Вот, дурак. Лучше бы пошел, помылся".
В-третьих. Эмоция читателю может и не нравиться! Например, если герой вызывает жалость, уныние, и безысходность, а ситуации вокруг него - и того хуже, то читатель, даже если дочитает - больше этого автора читать никогда не будет.
Нервы дороже.
Правда, встречаются эксклюзивные любители, которым чем хуже - тем лучше. Но тут каждый сам решает, на какую аудиторию он пишет.

И по итогам можно сваять небольшую такую методичку для удовлетворительного рассказа.
Итак.
Хороший рассказ должен с самого начала (с первой строчки) вызывать у читателя любопытство и желание читать дальше. Поэтому первая строчка - это самое важное (чуть ли не важнее названия).
Дальше в разных местах рассказа, но не слишком далеко друг от друга должны быть "крючки" - ситуации или описания, которые вызовут у читателя эмоции.
Желаемые автором.
При этом суммарный баланс все-таки рекомендуется положительным, ибо читатель, который мечтает, чтобы все закончилось плохо - крайне редок, и обычно психически ненормален. Финал Анны Карениной требует особого мастерства, и если вы - не граф Толстой, то не усердствуйте в убийстве героев.
При этом эмоции должны быть яркими и запоминающимися, но не ослепляющими. Как сказал один редактор "Читатель любит задумываться о прочитанном, но ненавидит думать во время чтения". Слишком сильно закрученная загадка - это минус, а не плюс.

Вот, собственно, и все. Легко?
Легко.
На словах....

02-03-2014 18:47

Re: Крючки для читателя

Вот я часто встречал книги, где начало захватывало дух, а всё остальное такая тягомотина...