Я долго не могла определиться с оценкой этому рассказу. На то есть множество причин, но сначала озвучу только объективные и заслуживающие обсуждения, а не шушуканья за спиной.
«Каскад», безусловно, хорош. Эта краткая и изящная вещь, пронизанная даже не эмоциями, а одним щекотливым чувством – ощущением всеобъемлющей красоты и непогрешимости живого мира. Болезненно-тонкая вещь, которую каждый воспримет по-своему, но мимо точно не пройдет.
Живое, близкое чувство сквозит с первых строк хладным ветром по шкуре, ерошит листву и парит над землей. Хочется быть частью этого, хочется быть обладателем этой шкуры. Это не стиль в полном смысле, заложенном критиками, это – шаманский узор, окутывающий сложное и одновременно простое полотно рассказа. И каждая нить его была бы слабой сама по себе, но, когда видишь готовую картину, придираться к ткани нет решительно никакого смысла и желания.
Мне нравится как точечно и метко шьете вы этот узор. Будущий великий шаман говорит о своем племени краткими сухими словами, но именно сквозь них мы ощущаем ее боль: грусть за телят, грусть за слабых, грусть за сам образ жизни, вынуждающих ее племя жить в постоянном страхе и настороженности.
Здесь очень много тавтологии, и в любом другом случае это было бы ошибкой, но в случае этого текста – даже тавтология часть сложного узора.
Встреча, и последующее обучение у шаманки показаны плавными точеными словами. Можно задаться вопросом, отчего все боятся пожилую, но молодящуюся пуму, чья сила заключается лишь в том, что она Великий Шаман. Но задаваться им не хочется. Лучший способ разрушить сказку – задавать ей вопросы. И чем дальше я знакомилась с этим каскадным узором, тем меньше мне хотелось это делать.
Стоило ли уделить больше внимания иерархии зверей, укладу их племен, их внешности? В любом другом случае – да, но не здесь. В сильном рассказе каждый элемент играет ради одной цели. Ради одного ощущения, что останется в голове и сердце читателя, когда он его прочтет. И если хоть на секунду он задумается и застынет, пытаясь осмыслить это ощущение, - значит, вы победили.
И вы победили. «Каскад» – не шедевр, не новое слово, не нечто такое, что я лично буду вспоминать спустя месяц-год и далее. Это миниатюрная вещь в себе и для себя, с позволения сказать, - разовая. Над ней не хочется подумать, ее просто переживаешь, впитываешь в себя. И мысленно киваешь «это было красиво».
Я говорю все это абсолютно искренне… и с тяжелым сердцем. Потому что не стоит думать, что доброта всегда соседствует с наивностью. У меня много домыслов на счет всего, что происходит на турнире после его неожиданного и крайне быстрого роста до 14 участников.
Я с самого начала старалась разделять текст и автора. И, тем не менее, часто это были неразделимые стихии – за каждым творением я видела живого человека, могла представить его мысли и эмоции, отношение к тому, что его окружает. И в этом плане только вы остались исключением. Я просто не верю, что вы написали «Каскад». Не хочу верить, потому что между вами и вашим творением – этическая и эмоциональная пропасть. Ваше поведение и отношение к другим участникам вызывают у меня негодование.
Но это все домыслы. Я могла бы поступить в соответствии с тем, как вижу ситуацию вокруг вашей персоны. Я могла бы просто соврать или сделаться жестокой. Но лучше я продолжу следовать тому комплексу оценок, что был у меня с самого начала и не изменю его ради одной рецензии, даже если она окажется ключевой.
Оставляю вам свой рассказ на растерзание и дарю три вертикальные бесконечности. Это выше чем я поставила нескольким авторам, чьи честность и искренность у меня не вызывают сомнения.
Потому что вы – не ваше искусство. И ругать «Каскад» у меня совершенно нет желания. Поздравляю.
Сюжет - 8.
Стиль - 8.
Фурревость - 8.
Если хочешь, чтобы я была ангелом - создай для меня рай.