*Мерный перестук когтей по столу. Глубокий вздох. Сходил попил водички…*
Как порой тяжело выразить словами самые простые вещи. Время новой рецензии, но судить непредвзято и отстранённо, как и подобает тому, кто возомнил себя критиком, непомерно тяжело. С вашего позволения я оставлю небольшой комментарий перед самой рецензией, ибо трудно не выразить свои чувства после прочтения подобного произведения.
Знаете, на мои уже совсем не детские годы можно было бы подумать, что весь юношеский максимализм и романтизм, глупая романтика и наивность должны уже понемногу выветриваться. В голове подобное заменяется на расчётливость, рассудительность и логику. Не буду судить за всех, ни в коем случае. Но именно такие мысли возникают, когда ты пытаешься сопоставить свои мечты и желания с тем, что ты видишь во взрослой жизни. Глупости? Ребячество? Возможно. Но выбирая для себя истиной в жизни именно счастье, радость, само чувство того, что ты – ЖИВОЙ, просто невозможно жить именно «правильно». Потому что только ты сам выбираешь, что правильно для тебя, остальное лишь тщета масс. Нельзя становится роботом в системе, нельзя быть счастливым по принуждению (даже собственному), как и нельзя добиться чего-то в жизни, следуя только правильным решениям, безо всяких эмоций по этому поводу. У нас есть чувства, они нам даны, а значит нужны.
И читая подобные произведения, я понимаю, что по-прежнему вижу в героях себя. И что за безумное желание, вновь испытывать сердце и разум на прочность, зная какую боль приносит каждая строчка? Цитируя Джека Сперроу – «Забавно до дрожи». Рассказ в двух частях и сжимая лапы от прочтения первой так не хочется, чтобы вторая стала отражением и твоей собственной жизни.
Опуская все сопли и пустую философию, я от всей души благодарю автора за столь великолепное произведение, в очередной раз показывающее нам настоящие чувства, настоящую любовь, настоящую дружбу. Разве есть что-то ценнее этого в мире? Я лично очень сомневаюсь. Браво, маэстро, я преклоняю колено пред этим чудом.
Рецензия:
Поговорим как взрослые серьёзные люди. Рассказ цепляет, и цепляет очень сильно. Погрузившись в чтение мы ни на йоту не можем от него оторваться. Стиль необычен и сразу напоминает нам о старой доброй Англии. В голове всплывают почему-то такие шедевры, как «Джейн Эйр», «Гордость и предубеждение», «Разум и чувства», ну и всё подобное. Любителям эпохи и подобной атмосферы посвящается.
Но, хочу сразу сделать маленькую оговорку – именно тем, кто любит плавное неспешное повествование, не пестрящее ленточками и рюшечками, кому нужна история, красивая и не цветастая история – для них это эталон. Но в общем плане, на массу, рассказ будет действовать иначе. Всё замечательно, но чуть больше динамики, чуть больше изыска, чуть больше фейерверков в этой тишине, и произведение заиграет новыми красками; и не сотрёт со своего лица общую атмосферу, лишь приукрасив её и оживив. Читатель не должен скучать.
Разбивка на части, каждая из которых описывает определённые моменты жизни, начинаясь с описания произошедших событий между кусочками – в данном случае очень и очень удачный ход. Автору нет нужды выдавливать из себя множество информации, лишней информации, а читатель не перегружает себя монотонностью происходящего, переходя от одной сути к другой. Нет воды и напряжения от чтения. То же относится и к самим частям – 17 лет? Может кому-то покажется, что многовато, но это решение автора, и я лично не нашёл ни единой причины возразить. Так надо, это ощущается почти мгновенно.
Ни единой лишней фразы в тексте, ни единого непонятного слова, чтобы хотелось получить объяснения. Буквально всё не просто вписано в атмосферу – оно и есть сама атмосфера! Я бы может ещё придрался к современности мира невпопад с годами, в которые она встречается, но оборвал это мыслью о том, что это другой мир и ни к чему здесь судить его с колокольни нашего 2015-го.
Ошибки, может какие-то фейлы, как с «тумблером», про который я случайно прочитал, я не заметил. Не всматриваясь намеренно это попросту не видно! И если что-то здесь и имеет место, то оно настолько мало, что просто утопает в повествовании. Можно сделать идеал, но в данном случае имеющиеся ляпы лишь придают шарм рассказу, они ничтожны.
С фуррёвостью всё в порядке. Может быть не настолько открыто, возможно стоило сделать больший акцент на некоторых элементах, быть может чуть шире поговорить о видах, но ИМХО – не зачем. В данном случае изящество решает больше. В стилистику вписывается более чем идеально. Не максимум, но он не нужен, он испортит ощущение.
Сюжет. Откровенно, сложно что-то новое сказать. Часто эта тема затрагивается, но так, как здесь – я ни разу не видел. Чётко, ровно. От начала и до конца мы не наблюдаем ничего лишнего как у происходящего в целом, так и в деталях жизни каждой героини. Всё раскрыто настолько, насколько это можно ожидать из уст Элизабет. Даже в повествовании чувствуется порой некая скромность, как у самой львицы. Не нова идея скромной девочки, меняющей школу, все эти насмешки и издевательства, встреча с сильной «половинкой» (будущей), которая берёт тем или иным способом под свою опеку. Возникающие чувства у Элизабет, на фоне не подозревающей об этом Риды, тоже классика жанра. И читатель, верно, полагает, что более сильная и смелая тигрица станет доминантой в их отношениях, как в большинстве случаев, но нет же! Что мы видим? Да, Рида неосознанно заботится о подруге, потом уже и осознанно, но она не ставит рамок, не ведёт себя, как превосходящая и ведущая. В тоже время и Элизабет не просто погружается в эту опеку, будто неприступную крепость, нет – она старается быть такой же, хочет быть как она. Рида направляет, Элиза учится. И именно об этом она говорит спустя 17 лет в своей открытке – «Ты сделала меня сильнее», что ещё добавить?
Я совершенно не ожидал такого резкого поворота событий под конец их обучения в школе, когда при расставании не Элиза, а Рида показала себя слабой и хрупкой. Я не поверил глазам, не раз перечитав момент. Вот, вот оно, на что следует обращать внимание, когда любовь по-настоящему взаимная! Не слёзы, ни перемены в Эли, а сам факт, как бы он не был обыгран! Этого ждёшь всем нутром в подобных рассказах и наконец я увидел это полноценно и не размазанным по десяти абзацам с соплями и пустословием.
Происходящее во второй главе тоже весьма ожидаемо и клешировано, но ровно до того момента, в котором точки над «i» всплывают сами собой, а мы их и не ждали. Это именно та внезапность, которая не рвёт щаблон, но приятно удивляет, заставляя вчитываться в историю ещё рьяней. Рида… испугалась? Нет, постойте, постойте – такая сильная, такая смелая, такая уверенная в себе авантюристка просто убежала? Почему? Письма без ответа так и остались пылиться в отчем доме. И что должно теперь к ней чувствовать? Ненависть? Ведь и она сама себе только и повторяет, что она предала самое близкое существо! Каково, а? Но нет, мы не можем укорять её, не можем просто взять и ощутить холод и безразличие к персонажу. Лишь сильнее хотим разобраться, что же происходит.
Опущу дальнейшие разбирательства, потому что снова многое клешировано. Однако нельзя снова не упомянуть момент с открыткой. Рида ощущает счастье? Неужели ей всё это время нужна была не любовь, не близость Элизы, а её прощение? Разве только чувство вины так сильно разбило её в эти последние дни? В голове тут же всплывает мысль о том, что все вокруг разные и характер у каждого человека столь же индивидуален, как и он сам. Сильная тигрица, прошедшая через многое, показавшая себя и со слабой стороны, вновь предстаёт перед нами в своей истинной сути – она по-прежнему та же сильная, что и 17 лет назад. Пусть теперь они взрослые и живут так, «как должно», но героини счастливы. А разве не хэппи энд так любит читатель?
Итоги:
Всё, от корки до корки, практически идеально. Я бы не глядя хлопнул себя по лбу и влепил высший бал по всем критериям, но нужно быть адекватным. И здесь в конце я хочу привести в пример единственный момент, который мне не давал покоя за всё время написания рецензии – скрипка. Слишком сильный (на мой взгляд) акцент поставлен, тем более в самом начале произведения и слишком мало внимания этому уделено в рассказе. Не стоило так ярко это показывать, либо нужно было сделать пару хитрых поворотов, чтобы скрипка так же легко пронеслась перед читателем, как и рисование Элизабет. В остальном – насколько это возможно, настолько оно идеально.
Сюжет 9/10.
Стиль 9/10.
Фуррёвость 8/10.