Если экипаж согласен дрожать на грани замерзания, максимальная дальность обнаружения 13.4 * sqrt(1510) * 2732 = 38,800,000 километров, то есть примерно в сто раз дальше, чем от Земли до Луны, или около 129 световых секунд. Если на борту установлена комнатная температура - дистанция возрастёт ещё больше.
Для поддержания жизнедеятельности экипажа температура на борту должна превышать 273 кельвина (точку замерзания воды), и находиться в пределах 285-290 градусов кельвина (комнатная температура). Взгляд на уравнение выше показывает, что понижение температуры заметно улучшает скрытность космического аппарата. "Ага!" скажете вы, "Так почему бы не охладить корабль и не отвести лишнее тепло туда, где враг его не увидит?"
Кен Бёрнсайд объяснил, почему это не будет работать. Для активного охлаждения нужна энергия. Для её получения - нужен реактор. Внезапно, у вас на борту горячее пятно температурой от 800 градусов по кельвину. Минимум. Теперь у вас ещё больше лишнего тепла на руках.
Значит, радиатор надо увеличить. Это влечёт за собой большую массу. Гораздо большую массу. Она составит в 2-3 раза больше массы вашего реактора или же радиаторы окажутся настолько непрочными, что резкий маневр их сломает. В итоге у вас большая по размерам и уязвимости цель.
Доктор Джон Шиллинг указал на ещё несколько плохих новостей для всех сторонников теории невидимости путём излучения тепла в сторону от противника.
Перенаправление излучения всего лишь чуть изменяет суть нашей проблемы. Энергия должна куда-то деваться, и достаточно малые затраты на ззаградительные отряды и сенсорные беспилотные модули значительно снизят сектор неба, в который можно спокойно излучать энергию.
Если вы пытаетесь излучать узким конусом, вы упрётесь в тот факт, что для известной энергии площадь радиатора обратно пропорциональна доле неба, куда ведётся излучение. Это значительно увеличит как протечку энергии, так и тепловой след на активных и полу-активных (воспринимающих отражённый свет) видах сенсоров.
Кроме того, проблема даже в самом "безопасном" направлении. Получается, что необнаружимость кораблей основывается на точном знании о том, где находятся корабли противника. Если же подобная маскировка работает - вы не знаете где противник... и значит, маскировка перестаёт работать. Механизм такой маскировки не позволяет добиться осуществимого на практике решения.
Шестьдесят градусов предположительно достаточно узкий конус для сокрытия излучения. Это примерно десятая часть полной сферы, что при возможности закрыть небесную сферу лишь парой дюжин сенсорных платформ означает, что у вас просто нет безопасного направления для излучения тепла даже при точном знании, где противник. При этом решение позволяет не только маскировать наблюдательные устройства, но и создать подвижные малозаметные сенсорные платформы - что уже мало что меняет.
Учтите, что подвижной сенсорной платформе не требуется находиться в тепловом конусе, достаточно лишь пересечь его в какой-то момент перед боем. Что ещё больше повышает вероятность обнаружения даже крайне узких направленных конусов излучения.
(Кто-то из участников оригинальной дискуссии предложил маскировать излучение двигателей сериями ядерных взрывов)
Излучение ядерного взрыва длится миллисекунды. Скорость восстановления устройств наблюдения - микросекунды. Для маскировки движущегося корабля нужна серия детонаций частотой около ста герц. Минимум. Что-то дороговато...
Это если не говорить о том, что подобная серия взрывов уже неплохое указание на то, где стоит начинать поиск.
Кен Бёрнсайд сказал:
Проблема с направленным излучением в том, что вам надо знать где противник, и соответствующим образом корректировать орбиты. Перенаправление тепла и его излучение для охлаждения корабля требует большого количества энергии. На каждые W энергии уходит 4W избыточного тепла. Своеобразный аналог кэрроловского бега на месте без особых шансов улучшить ситуацию.
Представим радиаторы как листы бумаги под углом в девяносто градусов на корпусе. Излучают плоские стороны этих листов. Если вы знаете, где противник, вы можете повернуться узкой стороной радиаторов к нему и "спрятаться". Кроме того, эти радиаторы не греют друг друга.
Подавляющее большинство узконаправленных радиаторов будут греть в том числе друг друга. Они станут больше, тяжелее, и окажутся менее эффективными. При этом вам всё ещё надо знать, где противник.
Следующий логический шаг - постройка зонтика. Он тоже потребует знания о том, где противник. Кроме того, зонтик сам будет нагреваться до температуры корабля, гораздо быстрее, чем вам бы того хотелось, и может заблокировать ваши же сенсоры.
Если вы перемещаете свой космический аппарат, уравнение выше заявляет о себе в полный рост. Корабль увидят из любого уголка солнечной системы. Что хуже, спектральный анализ выхлопа и наблюдение в телескоп дадут вполне достаточно информации о тяге и ускорении корабля. Простая математическая операция - и наблюдателю известна масса корабля.
"Ну ладно!", скажете вы, "тогда как насчёт импульсного разгона и хода по инерции?"
Это растянет срок полёта на долгие месяцы - и соответствующим образом повысит шансы обнаружения. При этом большая масса радиаторов "скрытного" корабля означает, что у него будет куда меньше оружия на борту по сравнению с чисто ударными кораблями противника. Меньше вплоть до до неприемлемых значений.
При вероятном и достаточно простом обнаружении периода разгона, вычисление позиции корабля возможно для всей траектории дальнейшего полёта. Небольшая программа для устройства слежения - и любое дальнейшее включение двигателей для изменения траектории полёта будет неминуемо замечено.
Доктор Шиллинг сказал вот что:
(В ответ на предположение о предварительном разгоне и скрытном перемещении с выключенными двигателями на миллиард километров)
Это хорошо, когда у вас есть роскошь тактического планирования на полгода вперёд. Вряд ли это сработает против маневрирующего врага. Достаточно разового изменения позиций в период между вашим разгоном и прибытием, и уже надо менять курс. Это неминуемо выдаст флот противнику.
Лететь "очень-очень быстро" не поможет. Разгон для полёта на миллиард километров за неделю использует огромное количество энергии. Его видно с куда большего расстояния. Можно, конечно, разгоняться с дистанции в двадцать миллиардов километров - но это возвращает к постулату о планировании на полгода вперёд...
Шкала дистанции обнаружения - квадратный корень из мощности двигателя. Шкала мощности для перемещения на указанную дистанцию за указанное время - квадрат дистанции. Где бы вы ни стартовали, у вас будет жёсткое ограничение на время разгона до неминуемого обнаружения. Обычно это значит долгие месяцы полёта с выключенными двигателями. Для стратегического планирования сойдёт, а вот как тактическое решение - не годится.
Возможность предугадывать стратегические позиции достаточно хорошо для своевременного размещения войск на позициях за месяцы до удара - единственное решение. Всё остальное сводится к раннему обнаружению себя, огневому контакту с невыгодных позиций, или полной отмене атаки.
Разгон в желаемом направлении за пределами обнаружения сводится к проблеме выбора этого направления. Даже если вы твёрдо знаете, где расположен флот противника, выдвижение на позиции займёт столько времени, что главным станет знание о том, где где этот флот окажется через месяцы после старта. Чтобы внести любые поправки для выхода на флот противника, нужно включить двигатели, что неминуемо выдаст флот этому противнику.
Вот и конец внезапным нападениям космических пиратов из ниоткуда. Любой салага на борту знает, что этот конкретный противник окажется в зоне досягаемости через два месяца, три дня, пять часов и тридцать три минуты. Вполне хватит времени, чтобы немного расслабиться. Ну, вы знаете на что похожа жизнь на борту: эти незабываемые периоды долгой безнадёжной скуки, перемежаемые короткими эпизодами беспросветного ужаса...