24-01-2017 19:55

Re: НФ

nightingale сказал:

Ну блин. Все, теперь у меня кончились все доводы. Я то живу мечтой "все люди братья".

Совершенно верно. А еще дешевый работник, молчаливый слуга, стойкий солдат, источник халявных денег и еды в неспокойные годы.

Khael сказал:

"ВРЕТИ!" - оно?)

Где-то около того. Планы по продажам этих авто уже известны? В этом году смогу прокатиться на нём?

"Товарищи!Мировая контра не дремлет!Её агенты повсюду!"

24-01-2017 19:55 (изменено: Багор, 24-01-2017 19:56)

Re: НФ

Но ведь это не фентези. Ни разу. Как говорил некий левый тип...как же его та...Артур Кларк что ли, никто такого не знает, я в этом уверен "достаточно развитая технология неотличима от магии". И там описаны лишь такие технологии.

Не вижу противоречий.

Как говорил некий левый тип...как же его та...Артур Кларк

За такое сжигать из Буратины надо!
https://s29.postimg.org/4yzl709lf/1451558068273730922.jpg

Когда наступит во всем Мире мир, и сдохнут мерзкие людишки
Тогда останутся лишь рок, коты и неплохие книжки.

24-01-2017 20:04 (изменено: Khael, 24-01-2017 20:08)

Re: НФ

Мне захотелось немного википедии для исчерпания разногласий в области определений. Смею обратить внимание- все нижеперечисленные поджанры- это всё часть единого определения "научная фантастика", а не отдельные ветви фантастики или других жанров


"Научная фантастика (НФ) — жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле, спекуляции) в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные науки[1][2]. Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории[3], а также влияние этих допущений на человеческое общество и личность

Существует много споров среди критиков и литературоведов о том, что считать научной фантастикой. Тем не менее, большинство из них сходится на том, что научной фантастикой является литература, основанная на неком допущении в области науки: появлении нового изобретения, открытии новых законов природы, иногда даже построении новых моделей общества (социальная фантастика).

Хьюго Гернсбек, который одним из первых начал использовать термин «science fiction», описывал его так: «Под научной фантастикой я понимаю литературу в духе Жюля Верна и Герберта Уэллса — романтические истории, переплетающиеся с научными фактами и пророческим видением»[8].
Писатель Кингсли Эмис определял научную фантастику как литературу, «описывающую ситуации, невозможные в известном нам мире, но гипотетически возможные на базе науки, технологии или псевдо-технологии, человеческого или инопланетного происхождения». По мнению Айзека Азимова, это «литература о влиянии научно-технического прогресса на человека».
В 1970 году В. Ателинг-мл. писал об английском термине «Science fiction»: «Уэллс изначально использовал этот термин для обозначения того, что мы сегодня назвали бы „твёрдой“ научной фантастикой, в которой основанием для повествования выступает сознательное стремление опираться на уже известные (в момент написания) факты, и уж если в повествовании также встречалось некое чудо, то по крайней мере речь не должна была идти о целом арсенале чудес»[9][10].
«Г. Л. Олди» (коллективный псевдоним) условно делит научно-фантастические допущения на естественно-научные и гуманитарно-научные. К первым относится введение в произведение новых изобретений и законов природы, что характерно для твёрдой НФ. Ко вторым относится введение допущений в области социологии, истории, психологии, этики, религии и даже филологии. Таким образом создаются произведения социальной фантастики, утопии и антиутопии. При этом в одном произведении может сочетаться несколько видов допущений одновременно[2].
Сергей Снегов в 1992 году в предисловии к своей книге «Люди как боги» писал: «Раз фантастика, значит, нечто выдуманное, нечто отличное от реальной действительности. А раз научная, то, стало быть, в чём-то соответствует законам развития и познания мира, выражает какую-то реальность природы и человека — хоть и выдуманное, но правдивое зеркало глубинной человеческой сущности».
Как пишет в своей статье Мария Галина, «Традиционно считается, что научная фантастика (НФ) — это литература, сюжет которой разворачивается вокруг какой-то пусть фантастической, но всё-таки научной идеи. Точнее будет сказать, что в научной фантастике изначально заданная картина мира логична и внутренне непротиворечива. Сюжет в НФ обычно строится на одном или нескольких как бы научных допущениях (возможна машина времени, передвижение в космосе быстрее света, „надпространственные тоннели“, телепатия и прочее)»[11].

«Твёрдая» НФ[править | править вики-текст]
Основная статья: Твёрдая научная фантастика
Старейший и первоначальный жанр научной фантастики. Его особенностью является жёсткое следование известным на момент написания произведения научным законам[31]. В основе произведений твёрдой НФ лежит естественнонаучное допущение: например, научное открытие, изобретение, новинка науки или техники[10]. До появления других видов НФ её называли просто «научной фантастикой». Термин hard science fiction впервые был использован в литературной рецензии P. Schuyler Miller, опубликованной в феврале 1957 года в журнале Astounding Science Fiction.

Классикой «твёрдой» НФ называют:

некоторые книги Жюля Верна («20 000 льё под водой», «Робур-завоеватель», «С Земли на Луну»),
романы Артура Конана Дойля («Затерянный мир», «Отравленный пояс», «Маракотова бездна»),
работы Герберта Уэллса,
произведения Александра Беляева.
Константин Циолковский, помимо своих научных работ, написал несколько научно-фантастических произведений: «На Луне» (1893) и «Вне Земли» (1918), а также участвовал в качестве консультанта при съёмках научно-фантастического фильма[какого?].

Отличительной особенностью этих книг была детальная научно-техническая база, а в основе сюжета лежало, как правило, новое открытие или изобретение. Авторы «твёрдой» НФ совершили немало «предсказаний», правильно угадав дальнейшее развитие науки и техники. Так, Верн описывает вертолёт в романе «Робур-завоеватель», самолёт во «Властелине мира», космический полёт в «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны»[32][33]. Уэллс предсказал видеосвязь, центральное отопление, лазер, атомное оружие[34][35]. Беляев в 1920-е годы описал космическую станцию (в романе «Звезда КЭЦ»), радиоуправляемую технику.

Социальная фантастика[править | править вики-текст]
Заготовка раздела
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
Герберт Уэллс в автобиографии, подводя итог своему творчеству, называл фантастику своего рода умозрительной социологией: «Социология не может быть ни просто искусством, ни наукой в узком смысле этого слова, она собрание знаний, представляемых в вымышленной форме с присутствием личного элемента, иначе говоря, литература в наиболее возвышенном смысле этого понятия». В соответствии с этим он рассматривал «создание и критику утопий» как такую литературную форму, в которую лучше всего мог быть облачен «хороший социологический труд»[38].

Это мнение разделял Айзек Азимов, который в своей статье «Социальная научная фантастика» сравнивал изображение возможного будущего и иных форм общественного устройства со своего рода «социальным экспериментом на бумаге». Приучать читателя к возможности изменений, заставлять его размышлять вдоль разнообразных направлений — в этом он усматривал «великую служебную роль научной фантастики». Научная фантастика, по убеждению Азимова, призвана систематически исследовать возможные пути общественного развития, своевременно предостерегать об опасных тенденциях и самое главное — сделать рациональное размышление о судьбах человечества достоянием возможно более широких масс[38].

Хронофантастика[править | править вики-текст]

DeLorean, машина времени из кинотрилогии «Назад в будущее»
Хронофантастика, темпоральная фантастика, или хроноопера — жанр, рассказывающий о путешествиях во времени[39]. Ключевым произведением этого поджанра считается «Машина Времени» Уэллса. Хотя о путешествиях во времени писали и раньше (например, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Марка Твена), именно в «Машине Времени» перемещение во времени впервые было намеренным и научно обоснованным, и таким образом этот сюжетный ход был введён конкретно в научную фантастику[39].

В XX веке идея путешествия во времени, и даже туризма, получила развитие. Фантасты посвятили много произведений анализу временных парадоксов, которые могут быть вызваны путешествием в прошлое или возвращением из будущего в настоящее. Эта тема, например, поднимается в знаменитом рассказе Рэя Брэдбери «И грянул гром»[40]. Кир Булычёв использовал путешествие во времени в десятках своих книг, в том числе в цикле об Алисе.

Хронофантастика часто соединяется с альтернативной историей, Один из самых популярных сюжетов в хронофантастике — герой из настоящего, попавший в прошлое, изменяет ход истории. «Янки…» Твена послужил источником вдохновения для множества подобных книг[40]. Самые известные «попаданческие» произведения:

«Меж 2-х времён» Джека Финнея,
«Фантастическая сага» и «Восстание во времени» Гарри Гаррисона,
«Да не опустится тьма» Л. Спрэг де Кампа.
Также часто встречаются книги о параллельных мирах, образовавшихся из-за различного развития во времени, и людях, путешествующих между ними или даже контролирующих их развитие[40]. Такая идея лежит в основе произведений:

«Три сердца и три льва» и цикл «Патруль времени» Пола Андерсона,
«Перекрёстки времени» Андре Нортон,
«Конец вечности» Айзека Азимова,
«Черновик» Лукьяненко,
телесериал «Доктор Кто»[39].
Из-за злоупотребления этими приёмами в развлекательной фантастике, жанр получил также прозвище «хроноопера» (по аналогии с «космооперой», см. ниже). Заезженная тема обрела второе дыхание в пародиях и иронической фантастике. Классические примеры:

кинотрилогия «Назад в будущее»,
фильм «Иван Васильевич меняет профессию»,
фрагмент повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Альтернативно-историческая[править | править вики-текст]
Произведения в которых развивается идея того, что в прошлом произошло или не произошло какое-либо событие, и что могло бы из этого выйти.

Первые образцы такого рода допущений встречаются ещё задолго до появления научной фантастики. Далеко не все они представляли собой художественные произведения — иногда это были серьёзные труды историков. Например, историк Тит Ливий рассуждал, что было бы, пойди Александр Македонский войной на его родной Рим[41]. Знаменитый историк сэр Арнольд Тойнби также посвятил Македонскому несколько своих эссе: что было бы, если бы Александр прожил дольше, и наоборот, если бы его не было вообще. Сэр Джон Сквайр выпустил целую книгу исторических эссе, под общим заглавием «Если бы всё вышло не так».


Какой была бы карта мира, если бы нацисты победили (Филип К. Дик, «Человек в высоком замке»)
В XIX веке к альтернативной истории стали прибегать авторы патриотических утопий, чтобы «переписать историю» в свою пользу. Француз Луи Жоффруа описал мир, в котором Наполеон победил всех своих противников, англичанин Натаниэль Хоуторн «оставил в живых» своих соотечественников Байрона и Китса, американец Кастелло Холфорд придумал американскую утопию, в которой колонисты находят золото на побережье Вирджинии. Как и многое другое, альтернативную историю в научную фантастику ввёл Герберт Уэллс. В своей книге «Люди как боги» Уэллс соединил хронофантастику, альтернативную историю и патриотическую утопию: он ввёл идею множества параллельных миров, ветвящихся от ключевых точек в истории и развивающихся каждый сам по себе. В одном из них обнаруживается утопическая, процветающая Англия.

Самые популярные «ключевые точки» в альтернативной истории — это величайшие битвы и войны. Особенно часто описывается победа Германии во Второй Мировой войне — как правило, в виде антиутопии-предупреждения (Филип К. Дик — «Человек в высоком замке», многие книги Гарри Тёртлдава, и др.)[42][43]. Часто «переписывают» итоги гражданской войны в США (особенно Гёттисбергской битвы), революции и гражданской войны в России, битвы при Гастингсе, Наполеоновских войн. При этом многие авторы в угоду патриотическим настроениям переписывают историю «в свою пользу». Отмечают, что в нынешней российской фантастике публикуется множество альтернативных историй и хроноопер, где история России переписана в патриотическом духе, в соответствии с убеждениями автора (например, монархическими или социалистическими)[44][45].

Отдельно стоит отметить такие виды альтернативной истории, как альтернативная география и криптоистория. Альтернативная география исходит из допущения, что география Земли отличается от известной нам, и с этим связаны перемены в истории. Классический образец — роман В. Аксёнова «Остров Крым»: в нём Крым оказывается островом, Фрунзе не может штурмовать Перекоп и барон Врангель создаёт в Крыму независимое государство. Криптоистория же «изменяет» не настоящее и будущее, а прошлое. Она основана на допущении, что реальная история отличается от известной нам, но была забыта, скрыта или сфальсифицирована[46]. Андрей Валентинов является автором ряда таких книг, например в его цикле «Око силы» за всеми значимыми событиями в истории Земли стоят инопланетные «кукловоды».

Альтернативная история давно вышла за пределы литературы. В кинематографе и на телевидении известны, например, художественные фильмы «Красный рассвет», «Филадельфийский эксперимент II», «Родина» («Фатерлянд»), телесериал «Скользящие», постановочно-документальный сериал «Альтернативная история» (с эпизодами России/СССР разных эпох), псевдо-документальные фильмы «Первые на Луне» и «Аполлон 18» (оба — криптоистория о полёте советских космонавтов на Луну), «КША: Конфедеративные Штаты Америки», мультсериал Zipang и другие фильмы и телесериалы о альтернативной истории. Компьютерные игры Red Alert (войны с нацизмом не было, и холодная война переросла в горячую), TimeShift, Resistance: Fall of Man (войны с нацизмом не было и на землю напали инопланетяне), World in Conflict (из-за мирового кризиса СССР пришлось напасть на США), Fallout (мир где Китай стал сверхдержавой и начал войну за ресурсы с США, впоследствии война закончилась взаимным обменом ядерными ударами) и другие основаны на альтернативной истории Холодной войны, по сюжету переросшей в настоящую войну между Россией и США.

Апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика[править | править вики-текст]

Популярность постапокалиптической фантастики — одна из причин популярности «сталкерского туризма».
Тесно связанные жанры, действие произведений в которых происходит во время или вскоре после катастрофы планетарного масштаба (столкновения с метеоритом, ядерной войны, экологической катастрофы, эпидемии).

Одним из первых образцов современного постапокалипсиса был роман Мэри Шелли «Последний человек», в котором человечество гибнет от страшной эпидемии. Джек Лондон написал повесть «Алая чума» на ту же тему.

Однако настоящий размах постапокалиптика получила в эпоху Холодной войны, когда над человечеством нависла реальная угроза ядерной войны. В этот период создаются такие произведения, как:

«Песнь о Лейбовице» В. Миллера,
«Dr. Bloodmoney» Ф. Дика,
«Ужин во Дворце Извращений» Тима Пауэрса,
«Пикник на обочине» Стругацких[47],
«Мальвиль» Робера Мерля.
Произведения в этом жанре продолжают создаваться и после окончания Холодной войны (например, «Метро 2033» Д. Глуховского).

Постапокалипсис особенно популярен в кино («Сталкер» А. Тарковского, серии фильмов «Безумный Макс» и «Планета обезьян»), компьютерных играх (Fallout, Half-Life, S.T.A.L.K.E.R.), комиксах. В этих произведениях рисуется человечество, отброшенное катастрофой назад в развитии, вынужденное выживать в условиях высокой радиации, борьбы с мутантами или с тоталитарным правительством, нехватки продовольствия и энергии. В книге П. Буля «Планета обезьян» и её экранизациях показана Земля, на которой обезьяны развились в новый разумный вид и вытеснили людей. Другая распространённая тема в постапокалипсисе — глобальная война людей с другим видом, гибель цивилизации в результате восстания машин (киносерии «Терминатор» и «Матрица») или вторжения инопланетян («Обливион», «Поле битвы: Земля»).

Постапокалипсис и антиутопия часто пересекаются. Так, в романе «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери происходит атомная война. Во многих книгах и фильмах в жанре антиутопии тоталитаризм складывается как «защитная реакция» общества после ужасной катастрофы («В значит Вендетта», «Эквилибриум», ремейк «Вспомнить всё»). Произведения о восстании машин часто пересекаются с киберпанком — примером может служить «Матрица». Часты пересечения и с альтернативной историей: в серии Гарри Тертлдава «Мировая война», ядерное оружие применяется уже в 1943 году. В романе «День триффидов» Джон Уиндем соединил литературу ужасов и постапокалипсис, Стивен Кинг в «Тёмной башне» — постапокалипсис и фэнтези.

Утопии и антиутопии[править | править вики-текст]

Маска Гая Фокса из антиутопических комикса и фильма «V — значит вендетта» стала международным символом протеста
Утопии и антиутопии — жанры, посвященные моделированию общественного устройства[14]. В утопиях рисуется идеальное общество, выражающее воззрения автора. В антиутопиях — полная противоположность идеалу: ужасное, обычно тоталитарное, общественное устройство.

Жанр утопии значительно старше жанра научной фантастики, и слился с ним лишь в последнее столетие. Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора.

В XIX—XX веке в научной фантастике начали появляться образы будущего социального устройства Земли — как идеальные, с точки зрения авторов, так и отталкивающие, призванные предупредить несимпатичные авторам общественные тенденции. Первой научно-фантастической антиутопией называют «Когда спящий проснётся» Г. Уэллса (1897)[48][49].

Бурные события XX века, череда мировых войн и революций, установление диктатур, породили целый ряд произведений в обоих жанрах. Ключевые антиутопии XX века:

«Мы» Е. Замятина;
«1984» Джорджа Оруэлла;
«О, дивный новый мир» и «Остров» Олдоса Хаксли;
«451 градус по Фаренгейту» Рэя брэдбери[50][51].
Жанр утопии в XX веке оказался менее востребован, среди немногих образцов — «Люди как боги» всё того же Уэллса.

В СССР многие авторы обращались к коммунистической утопии, рисуя идеальное коммунистическое общество будущего. Такими, например, являются романы:

«Туманность Андромеды» И. Ефремова,
«Незнайка в Солнечном городе» Н. Носова,
«Полдень, XXII век» братьев Стругацких[50],
«Девушка у обрыва» Вадима Шефнера.
В кинематографе антиутопия началась с классического немого фильма 1927 года «Метрополис», в котором присутствовали все основные элементы антиутопии: технологически развитое, тоталитарное, разделенное на касты общество и борющийся за его изменение герой. Другие ключевые антиутопии: «Заводной апельсин» (по одноимённому роману Бёрджеса), «Гаттака», «Эквилибриум», «V — значит вендетта» (по одноимённому комиксу Алана Мура). Сложилась даже разновидность развлекательных антиутопий, в которых типичный сеттинг антиутопии служит как фон для приключений героев: «Бегство Логана», «Судья Дредд», «Эон Флакс», «Ультрафиолет». Фильмы в жанре утопии встречаются реже. К ним относят, например, экранизацию «Туманности Андромеды» и других утопий.

Космическая опера[править | править вики-текст]

Бак Роджерс на обложке журнала Amazing Stories — одного из крупнейших издателей космической оперы

Модель звездолёта «Энтерпрайз» из сериала «Звёздный путь»
«Космической оперой» окрестили развлекательную приключенческую НФ, публиковавшуюся в популярных в 1920-50-х в США pulp-журналах. Название было дано в 1940 г. Уилсоном Такером и, поначалу, было презрительным эпитетом (по аналогии с «мыльной оперой»). Однако со временем термин прижился и перестал носить негативный оттенок.

Действие «космоопер» происходит в космосе и на других планетах (т. н. «планетарная фантастика»), обычно в условном «будущем». В основе сюжета лежат приключения героев, а масштабы происходящих событий ограничены лишь фантазией авторов. Изначально произведения этого жанра были чисто развлекательными, но впоследствии приёмы «космической оперы» вошли и в арсенал авторов художественно значительной фантастики.

Классиками космооперы были:

Эдгар Берроуз с циклом о приключениях Джона Картера на Марсе,
Эдмонд Гамильтон («Звёздные короли», «Звёздный волк»)[52],
Мюррей Лейнстер[53],
Э. Э. «Док» Смит («Ленсмены»).
Они публиковались в знаменитых pulp-журналах Weird Tales, Amazing Stories, Wonder Stories, Astounding Science Fiction. Тогда же появились первые многоавторские сериалы книг и комиксов — «Бак Роджерс», «Флэш Гордон» и др. К 1950-м из-за высокой коммерциализации и штамповости в жанре космооперы наступил кризис, его популярность упала. Возродить её сумел кинематограф, в первую очередь серией фильмов «Звёздные войны», а также телесериалами «Звёздный путь» и «Звёздный крейсер „Галактика“»[54]. В жанре космической оперы прославились также такие фантасты, как Андре Нортон (цикл «Королева солнца»), Гарри Гаррисон (цикл «Стальная крыса»).

Особо популярная категория космооперы — военно-космическая фантастика, посвящённая крупномасштабным войнам цивилизаций в космосе, а иногда и дипломатическим и шпионским интригам. Характерные образцы такой литературы:

«Хонор Харрингтон» Д. Вебера,
«Барраяр» Л. Буджолд,
«Завтра война» А. Зорича.
Среди примеров в других сферах — телесериалы «Вавилон-5», «Макросс», компьютерные игры Starcraft, Master of Orion, Freespace, Mass Effect, Космические рейнджеры, игры по вселенной Star Wars. Поджанр планетарной фантастики представлен такими фильмами, как «Аватар», «Джон Картер», серия фильмов «Чужой».

Хотя космическая опера в целом считается развлекательным жанром, её приемы используются и авторами более «серьёзных» направлений НФ. Так, социальную фантастику с космооперой сочетают:

«Дюна» Ф. Херберта,
«Обитаемый остров» братьев Стругацких,
«Звёздный десант» Р. Хайнлайна,
«Игра Эндера» О. С. Карда,
«Гиперион» Д. Симмонса.
Нередки смешения космической фантастики и киберпанка. Подобное сочетание характерно для творчества Брюса Стерлинга, Юкито Кисиро, Аластера Рейнольдса и Андрея Ливадного.

Киберпанк[править | править вики-текст]
См. также: Компьютерные игры в жанре киберпанк и Пост-киберпанк
Жанр, рассматривающий эволюцию общества под воздействием новых технологий, особое место среди которых уделено телекоммуникационным, компьютерным, биологическим, и, не в последнюю очередь, социальным. Фоном в произведениях жанра нередко выступают киборги, андроиды, суперкомпьютер, служащие технократичным, коррумпированным и аморальным организациям/режимам. Название «киберпанк» придумал писатель Брюс Бетке, а литературный критик Гарднер Дозуа подхватил его и стал использовать как название нового жанра. Он кратко и ёмко определил киберпанк как «Высокие технологии и жалкая жизнь» («High tech, low life»)[55].


Виртуальная реальность — одна из самых популярных тем в киберпанке
Классиками и отцами-основателями киберпанка называют Уильяма Гибсона («Нейромант», 1984) и Брюса Стерлинга («Схизматрица», 1985)[56], а также Филипа К. Дика, который в некоторых своих книгах — «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», «Из глубин памяти», и других — предвосхитил киберпанк ещё в 1960-70-е[57]. К первой волне киберпанка относятся также Пэт Кадиган, Руди Рюкер и Джон Ширли. В 90-е жанр разросся и приобрел популярность. В это время появились молодые авторы, такие как Тэд Уильямс (цикл «Иноземье»), Пол ди Филиппо («Рибофанк»), Нил Стивенсон. Однако реальное развитие высоких технологий уже начало обгонять фантазию авторов, поэтому киберпанк в его изначальном виде постепенно растворился в стилевых экспериментах и смешениях с другими жанрами — так называемом пост-киберпанке. В частности, введение в киберпанк тем нанотехнологий и биоинженерии привело к возникновению таких экзотических поджанров, как нанопанк и биопанк, а литературные эксперименты с темами киберпанка в антураже XIX века, где роль новых, меняющих общество технологий выполняют не компьютеры, а паровые машины и сложные механические устройства, породили новый, самостоятельный жанр научной фантастики — стимпанк.

Киберпанк широко[55] представлен в кинематографе, хотя многие картины балансируют на грани киберпанка и других видов фантастики. Это, например, многочисленные экранизации книг Ф. К. Дика: «Бегущий по лезвию», «Вспомнить всё» и его ремейк[58][59], «Особое мнение»[60]. «Джонни-мнемоник» является экранизацией одноименной книги Гибсона, а «Газонокосильщик» можно назвать неавторизованной экранизацией романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона», перенесённой в жанр киберпанка. По оригинальным сюжетам поставлены фильмы «Нирвана», «Элизиум» и кинотрилогия «Робокоп». Самым успешным кинопроизведением в этом жанре остаётся трилогия «Матрица» братьев Вачовски, имеющая также черты постапокалипсиса[28]. В ней вводится принципиально новый для киберпанка сюжетный ход: вся жизнь в XXI веке на самом деле виртуальная реальность, продукт иллюзий для нашего мозга. В мультипликации создан целый ряд фильмов и телесериалов в жанре киберпанк, в основном в Японии : «Призрак в доспехах», «Эрго Прокси», «Эксперименты Лэйн» и др.

В духе киберпанка выдержаны и многие видеоигры, в частности, серия Deus Ex, Код доступа: РАЙ (продолжения Власть закона и HTPD: Власть закона), Syndicate, System Shock и др.

Киберпанк часто пересекается с другими видами НФ, особенно с антиутопией. Почти в любом произведении киберпанка есть оттенок капиталистической антиутопии: продажные СМИ, всесильные корпорации, тотальный контроль. Это особенно характерно для книг Ф. К. Дика и их экранизаций. Пост-апокалипсис сочетается с киберпанком в фильмах «Искусственный разум», «Эрго Прокси», «Сны Оружия», кинотрилогии «Матрица», новой версии «Вспомнить всё».

Стимпанк[править | править вики-текст]

Косплеер в стимпанковском костюме
Жанр, созданный в подражание таким классикам фантастики как Жюль Верн и Альбер Робида. Также может быть отнесён к альтернативной истории, так как упор делается на альтернативных направлениях развития науки и техники: например, совершенствованию паровых двигателей и сложной механики вместо двигателя внутреннего сгорания и электроники.

Стимпанк сформировался из очень разрозненных произведений, объединённых описанной техникой и антуражем, и получил признание как жанр в конце XX века. Однозначного мнения об основателях жанра нет, к ранним образцам стимпанка иногда относят трилогию «Кочевники времени» Майкла Муркока, «Ночь Морлоков» Кевина У. Джетера, «Машина различий» Гибсона и Стерлинга. Среди современных авторов стимпанка — Чайна Мьевиль («Нью-Корбюзон»), Скотт Вестерфельд («Левиафан»), Вадим Панов («Герметикон»).

Хотя корни стимпанка в твёрдой научной фантастике, элементы его стали популярны и в фэнтези, где сформировался свой, фэнтезийный стимпанк — разновидность технофэнтези (см. ниже), сочетающая технологии XIX-начала XX века с магией и фольклорными существами. Примеры фэнтезийного стимпанка — вселенная Warhammer Fantasy, игры Arcanum, Myst, Thief, Сибирь.

Стимпанк, как научно-фантастический, так и фэнтезийный, особенно широко представлен в аниме, в частности, во многих мультфильмах Хаяо Миядзаки («Небесный замок Лапута», «Ходячий замок»), мультсериале «Изгнанник», мультфильме «Стимбой». В игровом кинематографе стимпанк представлен такими фильмами как «Дикий, дикий Вест», «Лига выдающихся джентльменов» (по одноимённому стимпанковскому комиксу Алана Мура).

Иногда помимо стимпанка выделяют поджанры, основанные на других ретро-технологиях. Так, миры в духе середины XX века называют «дизельпанком» (например, фильм «Небесный Капитан и мир будущего»).

Научное фэнтези и технофэнтези[править | править вики-текст]
Заготовка раздела
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
Научное фэнтези (англ. Science fantasy[61]) — гибридное направление, созданное на стыке научной фантастики и фэнтези[62][63][64][65]. Иногда в научной фантастике применяется и мифология фэнтези (Роджер Желязны «Князь света», Дэн Симмонс «Илион»)[66]. Близким к направлению научного фэнтези является технофэнтези, в которой идёт сосуществование или соединение науки и магии[67], например, «Лиловый шар» Кира Булычёва и «Джек из Теней» Роджера Желязны."


Багор сказал:

За такое сжигать из Буратины надо!

Сарказм же. Нет у вас чувства юмора smile

nightingale сказал:

P.S. Я же сказал "давайте на секунду забудем про исламское государство", т.е. читай терроризм. Правда забыл упомянуть про нацизм... Вот сейчас что то совсем печально стало.

Простите, понимаю что с моей стороны это было жестоко. Но таков уж наш мир, в котором три человека в одной квартире часто не уживаются, а вы о странах и нациях.

24-01-2017 20:33

Re: НФ

Khael сказал:

Но таков уж наш мир

да я не от мира печалюсь, а от того что в своей наивности упускаю из внимания столь очевидные вещи.

Собираю отзывы о себе:
"Уважаемая птичка с херовым боке, снятая на дешёвый фикс с какого-нибудь сраного Кэнона 1100" - почетный участник литературных конкурсов сайта Furtails
"Его вклад в уход Ааза - примерно 40%" - известный в кругах писатель текстов руками.

24-01-2017 20:38 (изменено: Khael, 24-01-2017 20:38)

Re: НФ

nightingale сказал:

наивности упускаю из внимания столь очевидные вещи.

Я вам предложу сделать и людей и инопланетян всех РАЗНЫМИ. Например у инопланетян может быть группа которая ненавидит/презирает людей и желает их уничтожения/фиаско на политической арене/ дискриминировать в глазах своих сограждан и тп, а среди людей например наоборот предатели которые продают уникальные технологии/секреты/оружие богомерзким инопланетянам которые как изменится политическая ситуация нападут как нефигделать. Ну и для плебса дружба народов, братья навек, все дела по всем каналам smile

24-01-2017 20:42

Re: НФ

Khael сказал:

в  котором три человека в одной квартире часто не уживаются, а вы о странах и нациях.

А, собственно, что в этом странного? Три парда в одной клетке тоже уживаются с бааальшим трудом. А если три парда и одна самка... В живых останется только один. И у человека, как у любого стайного существа, иерархическая лестница и, соответственно, борьба за иерархию. Произойди мы от пардов - расширяли бы свою экспансию вширь и вглубь, стараясь не сталкиваться с себе подобными... И, кстати, встретив в космосе чужой корабль - тоже, возможно, вежливо отошли бы в сторонку. Ну, летит себе и летит, нам-то не мешает? И мы к нему не лезем...
Каждое существо отвечает своей природе. И, соответственно себя ведёт. Люди - стайные и любопытные обезьяны, активно продвигающие общение. Вот и поведение отсюда торчит не скрываясь. Муравьи бы вели себя совершенно иначе! Рыбы - ещё как-то.
Представить себе нечеловеческое - нечеловечески сложная задача.

24-01-2017 21:03 (изменено: Багор, 24-01-2017 21:04)

Re: НФ

немного википедии

Так себе источник.

Сарказм же. Нет у вас чувства юмора

Оно у меня есть, но его не видно - оно чернее сажи...

Когда наступит во всем Мире мир, и сдохнут мерзкие людишки
Тогда останутся лишь рок, коты и неплохие книжки.

24-01-2017 21:17 (изменено: Khael, 24-01-2017 21:20)

Re: НФ

Aaz сказал:

А, собственно, что в этом странного?

странного, ну хз. Лично мне это неприятно. так издалека конечно не заметно, но я крайне неконфликтное существо и конфликты да неумение двух разумных найти общий язык меня скорее печалят. если животные инстинкты всё ещё впереди разума, логики и понятий целесообразности- можно ли при этом вообще считаться разумными?

Багор сказал:

Так себе источник.

Согласен. но если есть желание можете дополнить отсылками к другим сколь либо более авторитетным вещам. Только ищите не подтверждение своего представления о НФ, а охватывайте весь спектр мнений о жанре вцелом. Я с интересом почитаю. Желательно на русском. Впрочем сьем и на инглише.

24-01-2017 21:19

Re: НФ

Khael сказал:

таков уж наш мир, в котором три человека в одной квартире часто не уживаются, а вы о странах и нациях.

Это называется "внутривидовая агрессия" - в общем-то, пережиток животного прошлого, в котором она была необходимой защитой против концентрации большого количества голодных ртов в одном месте (подробнее - к работам Конрада Лоренца и его последователей). И кстати, по сравнению со многими другими земными же видами люди ещё относительно миролюбивы smile

24-01-2017 21:22

Re: НФ

Howler сказал:

по сравнению со многими другими земными же видами люди ещё относительно миролюбивы

спорное заявление. но в качестве личного мнения имеет право быть.

24-01-2017 21:23 (изменено: Howler, 24-01-2017 21:25)

Re: НФ

Khael сказал:

Например у инопланетян может быть группа которая ненавидит/презирает людей и желает их уничтожения/фиаско на политической арене/ дискриминировать в глазах своих сограждан и тп

Чтобы так относится к совершенно чуждым существам, внушительный обоснуй нужен. Я бы сказал, такое вообще возможно исключительно на планетах-колониях совместного заселения, где пересекаются интересы двух видов.

24-01-2017 21:25

Re: НФ

Khael сказал:

спорное заявление

Вспомни, чем заканчивается встреча двух белых медведей в дикой природе - если это не самец и самка в течке. И вспомни, как львы относятся к идее усыновления чужих детей smile

24-01-2017 21:26

Re: НФ

Howler сказал:

исключительно на планетах совместного заселения

группа радикально настроеной молодёжи например которая считает что дружба с людьми и взаимопроникновение культур чем-то ущемляет их национальную самобытность. Или прослойка промышленников недовольная тем что люди поставляют на рынок более продвинутые и дешёвые подпространственные двигатели. Причин может быть очень много.

24-01-2017 21:29 (изменено: Khael, 24-01-2017 21:39)

Re: НФ

Howler сказал:

Вспомни, чем заканчивается встреча двух белых медведей в дикой природе - если это не самец и самка в течке. И вспомни, как львы относятся к идее усыновления чужих детей

у меня есть замечательное дополнение. У них нет разума, они не могут идти против своего инстинкта. а ещё львы не истребляют других львов лишь из-за иного окраса. у них более веские причины душить чужих котят обусловленые естественным отбором и выживанием вида чем у человека строить концентрационные лагеря, я уж не говорю о шубках из меха или вырубке лесов smile Но то что по дефолту природа жестока и крайне редко хоть сколь бы то ни было сентиментальна- я в курсе. Но это ни грамма в моих глазах не оправдывает человеческую глупость и жестокость.

24-01-2017 21:46 (изменено: Багор, 24-01-2017 21:50)

Re: НФ

а ещё львы не истребляют других львов лишь из-за иного окраса.

Зато в голодное время два прайда могут устроить нехилый мордобой за во-он ту стаю зебр. И не только они.

чем у человека строить концентрационные лагеря,

Здесь должна быть длинное пояснение о том, что истинная причина агрессии Рэйха - экономический фактор, то есть по сути ресурсы, такие же как например те зебры, для львов. И что Радикально решать еврейский вопрос начали только с началом войны. Но мне лень искать пруфы, так что пусть каждый останется при своем мнении

я уж не говорю о шубках из меха или вырубке лесов

лес и мех это такой же ресурс как и те зебры для львов, что не так?

Ну а все эти стенание про то, какой человек жестокий и все такое - ей богу, просто мозги дали нам возможность придумать более эффективные способы отвоевания жизненного пространства и нужных нам ресурсов. В том числе у соседа. Были бы те же львы поумнее, тоже отгрохали бы себе армию лучников и пикинеров, отгрохали бы себе Какую нибудь Великую Амперию, принялись бы мочить друг друга, и ходили бы с меховыми шубами и бусами как символами достатка.

Когда наступит во всем Мире мир, и сдохнут мерзкие людишки
Тогда останутся лишь рок, коты и неплохие книжки.

24-01-2017 21:48 (изменено: Howler, 24-01-2017 21:53)

Re: НФ

Khael сказал:

У них нет разума

А у людей - есть? wink Нет, оно, конечно, многие исследователи склоняются к мысли, что в поведении людей гораздо бОльшую роль играют не врождённые, а приобретённые шаблоны поведения. Но это же справедливо и для большинства высших животных - воспитанные в неволе ведут себя не так, как их дикие сородичи, так что полностью на инстинктивную автоматику не спишешь.

Khael сказал:

у них более веские причины душить чужих котят обусловленые естественным отбором и выживанием вида чем у человека строить концентрационные лагеря

О, это явления одного порядка. Представь, что любой из биологических видов стал разумным, но не счёл нужным избавляться от инстинктов (мол, чем нам не подходит то, что подходило для дедов-прадедов? Мудрость предков, близость к природе же!) - ты ужаснёшься, какие монстры получатся.
Впрочем, современные люди по сравнению с не столь далёкими предками тоже гораздо светлее и мягче. Библию почитай - Гитлер ласковой овечкой покажется smile

24-01-2017 21:54 (изменено: Khael, 24-01-2017 21:57)

Re: НФ

Howler сказал:

А у людей - есть?

Так в этом весь и вопрос был. Мне порой как раз-таки и кажется что есть, но лишь у единиц, а остальные просто звери, руководимые лишь инстинктом удовлетворять собственные желания.

Howler сказал:

ты ужаснёшься, какие монстры получатся.

Монстры? Хуже тех которые десятками тысяч убивали людей в газенвагенах? Не близкие к природе дикари с разрисованными мордами и звериными тотемами, гладко выбритые, цивилизованные, слушающие Моцарта и цитирующие Гётэ, изобретающие реактивные двигатели не чтобы исследовать космос, а чтобы убивать. Право слово, и они просто самые попсовые и распиаренные, некоторым экземплярам человеков ещё и фору дадут.
ПС. и ещё один вопрос. понимает ли зверь что он причиняет кому-то боль? умеет ли зверь сочувствовать, соболезновать, мысленно встать на место своей жертвы?

24-01-2017 21:55

Re: НФ

Представь, что любой из биологических видов стал разумным, но не счёл нужным избавляться от инстинктов (мол, чем нам не подходит то, что подходило для дедов-прадедов? Мудрость предков, близость к природе же!) - ты ужаснёшься, какие монстры получатся.

Это просто афигеть, как точно подмечено...
https://s24.postimg.org/cvnskmtm9/14674096446562.jpg

Когда наступит во всем Мире мир, и сдохнут мерзкие людишки
Тогда останутся лишь рок, коты и неплохие книжки.

24-01-2017 21:58

Re: НФ

Хуже тех которые десятками тысяч убивали людей в газенвагенах?

Афигеть, как будто ничего страшнее быть не может.


Не бдизкие к природе дикари с разрисованными мордами и звериными тотемами

Те самые которые тоже непрочь устроить экстерминатус себе подобным?

, гладко выбритые, цивилизованные, слушающие Моцарта и цитирующие Гётэ, изобретающие реактивные двигатели не чтобы исследовать космос, а чтобы убивать.

Война двигатель прогресса, смирись.

Когда наступит во всем Мире мир, и сдохнут мерзкие людишки
Тогда останутся лишь рок, коты и неплохие книжки.

24-01-2017 22:01

Re: НФ

*закончил стучаться головой о стенку, взял воображаемый блокнот, вычеркнул из длиннющего списка косяков пункт про межвидовую утопию*

Собираю отзывы о себе:
"Уважаемая птичка с херовым боке, снятая на дешёвый фикс с какого-нибудь сраного Кэнона 1100" - почетный участник литературных конкурсов сайта Furtails
"Его вклад в уход Ааза - примерно 40%" - известный в кругах писатель текстов руками.

24-01-2017 22:03

Re: НФ

Khael сказал:

Не бдизкие к природе дикари с разрисованными мордами и звериными тотемами, гладко выбритые, цивилизованные

Вот и я о том же. Представь себе общество вполне себе культурных львов, в котором убийство детей любимой самки от предыдущего/постороннего самца даже не разрешено, а прямо предписывается законом, а полное уничтожение гиен (которых на родном континенте уже давно не осталось, но окопались за морем и там отравляют воздух) является первоочередной государственной задачей, прописаннй в конституции.  Не монстры, нет?

24-01-2017 22:05 (изменено: Багор, 24-01-2017 22:07)

Re: НФ

Представь себе общество вполне себе культурных львов, в котором убийство детей любимой самки от предыдущего/постороннего самца даже не разрешено, а прямо предписывается законом

У первобытных людишек людоедство вполне себе не считалось сем то зазорным, но потом с этим начали бороться. Думаю, здесь будет нечто похожее. Не сразу, но...
А может и вовсе не будет, если у них там будет нечто уровня матриархата и законы будут писать от лица женского пола.

Когда наступит во всем Мире мир, и сдохнут мерзкие людишки
Тогда останутся лишь рок, коты и неплохие книжки.

24-01-2017 22:07 (изменено: Khael, 24-01-2017 22:08)

Re: НФ

Howler сказал:

убийство детей любимой

вообще не вижу ничего ужасного в убийстве детей до того возраста когда они ещё не сформировались как личность. Так же как в инцесте если он не приводит к появлению потомства или канибализме если мясо чистое и для этого не пришлось никого специально убивать, и это лишь акт получения пищи которая иначе досталась бы червям. Вообще у людей очень много моральных "пугал", которые при всём их поведении выглядят до ужаса лицемерно.

24-01-2017 22:08

Re: НФ

nightingale сказал:

пункт про межвидовую утопию

Возможна, почему. НО между видами, которым нечего делить - пасутся ж зебры спокойно вместе с жирафами, у них разная кормовая база.

24-01-2017 22:09

Re: НФ

вообще не вижу ничего ужасного в убийстве детей до того возраста когда они ещё не сформировались как личность

Сказал тот кто картинно ужасался концлагерям. (нет, я не против эвтаназии больных и сам, но мы тут не про больных говорим,  уж точно не про детей исключительно несознательного возраста.)

Когда наступит во всем Мире мир, и сдохнут мерзкие людишки
Тогда останутся лишь рок, коты и неплохие книжки.