Demionis Yargfilean сказал:Различают коммутативную справедливость («всем одинаково», по формуле Бабефа) и дистрибутивную справедливость («каждому по заслугам» — принцип, который отстаивал Маркс). Ценность справедливости в том, чтобы установить между людьми истинное и анонимное равенство, не зависящее ни от общественной ситуации, ни от личности индивидов.
Вот же: всем одинаково, или каждому по заслугам. Всего то два подхода. Это - справедливость объективная (массовая и обезличенная), здесь критерии заданы моделью, но не личностью, и все люди заранее равны.
Demionis Yargfilean сказал:Итого: вопрос справедливости - это вопрос выбора и соблюдения критериев распределения (мат. благ, ценностей и т.п.)
Тут моё обобщение о субъективности этого понятия. Я спрашиваю: кто выбирает критерии, и на основе чего? Если критерии заданы обществом, вбиты в мозги воспитанием и пропагандой - они могут приближаться к объективным (см. выше).
Но на деле - у каждого в голове его собственный бардак и его собственные представления о справедливости. Потому что у каждого в голове стоит его личная модель общества, в которой нет и не может быть равных людей. У большинства - равнее всех он сам. Дальше идут представления о слоях общества, для каждого из которых может работать общая модель, но не работать между слоями.
Эдакая ступенчатая иерархия, вместо идеального равенства.
Например олигарх и сбитая бабка: - во первых, даже если он кого-то уважает, всё равно он король. Во-вторых, есть такие как он, есть государство, есть слуги государства, и есть быдло. Ему пофиг, что сбита эта бабка, а не та, что шла в паре метров дальше? Пофиг. Он бы точно так же поддержал своего "коллегу" в данном вопросе (если бы не он сбил бабку, а другой олигарх)? Да. Потому что быдло можно давить, и это справедливо - такие как он (в его глазах) стоят выше и имеют право на большее, чем те, кто снизу. В его глазах справедливо, что такие как он не могут сесть за такую мелочь.
В его глазах справедливо, что государство, получающее его деньги, спускает ему преступления. Справедливо, что получающие от государства деньги менты обслуживают данный инцидент. И уж тем более справедливо, что паразитирующая на государстве бабка сдохла под колёсами. Для него это очевидно и иначе не бывает.
Среди равных справедливость объективна. Но попробуйте найти равных людей.
Скучно... Кого бы сожрать...