Тема: Совет насчет пейсанины в НФ
Доброго времени суток. Сорь, что пишу не по делу: на самом деле, далеко не факт, что я когда-нибудь воспользуюсь тем, о чем вас спрашиваю - скорее всего, никаких годных сюжетов я не выдумаю, ничего не продолжу и все это пропадет впустую. Но хоть с чем-то до людей докопаться?) В общем, хочется обсудить с вами и, если получится, обогатиться новыми идеями/отбросить глупости)
Итак, я хотел посоветоваться насчет вооружения космических кораблей в одной фантастической вселенной. Дано:
Мир
Космическая империя с явным экономическим центром, сформированным небольшим числом промышленно развитых систем во главе с Землей, и огромной гораздо менее развитой периферией. Оперативно управлять периферией центр не может в силу технических ограничений, а потому данное государство разделено на множество секторов с широкими правами по самоуправлению. Что-то типа европейского колониализма 19-го века: уже не вольница Великих Географических, но генерал-губернатор все еще царь и бог - снимать его будут долго и муторно.
Планет земного типа/пригодных для терраформинга планет крайне мало, они очень ценны и, фактически, само наличие таковой превращает систему в важный секторальный центр. Большая часть населения обитает в космосе (на искусственных сооружениях), на лунах или безатмосферных планетах.
Единственная космическая цивилизация это человечество. В свою очередь, оно разделено на “планетников” (современные люди) и “пустотников” (ну, собственно, “Города в Пустоте” это мои фурри-потуги)). Первые предпочитают планеты, вторые - луны и космические станции. Как правило, системы одновременно населены обеими ветвями человечества, но в разных пропорциях. Взаимоотношения между ними так же разнятся от системы к системе и зависят от экономической ситуации: от выраженной ксенофобии до землячества. Тем не менее, традиционно “планетники” считаются более передовыми во всех областях, а “пустотники”, соответственно, более отсталыми и консервативными. В вооруженных силах служат только первые, тогда как полиция открыта для всех, а в космических ее подразделениях “пустотники” так и вообще превалируют из-за лучшей приспособленности к жизни в космосе.
Военно-политическая ситуация
Полноценный военно-космический флот есть только у центра. Периферия же не только не может им обладать, но и, в силу накладности, к этому не стремится.
Но в периферических секторах постепенно начинает формироваться космическое пиратство. Что крайне нервирует центр, который 1) не хочет нести связанные с оным экономические потери, и 2) не желает сращения властей периферических секторов с джентльменами удачи.
Для чего на периферию регулярно посылаются агенты спецслужб и боевые корабли. Часто первые летят на вторых. Вот о вторых-то речь и пойдет.
Корабли
Каждому делу свой инструмент, а потому гонять по хвосты пиратов и нечистоплотных политиканов прожорливые громады, предназначенные к завоеванию господства в космосе, нет смысла. Нужно нечто поскромнее и поуниверсальние. Если обратиться к морской терминологии первой половины XX века, эсминец или легкий крейсер. И вот тут-то возникают у меня проблемы: расписать линкор, у которого всего две задачи (бить врага и бить понты) несложно, но как сформировать корабль-многостаночник?
Но сначала технические вводные.
Движетели
1) “Прыжковый двигатель” - собственно говоря, не двигатель, а устройство меняющее вероятность существования объекта в разных точках вселенной. Является единственным средством межзвездных сообщений в данной вселенной, а также важной составляющей внутрисистемной навигации. В силу своей крайней неточности является только частью неразрывной триады “прыжковый двигатель - обсерватория - навигационный компьютер”. Без хорошей обсерватории и мощного компьютера в межзвездный полет лучше не соваться, а потому, хоть “прыгалкой” оснащены все корабли, имеет место быть деление на “внутрисистемные” и “межзвездные” КК.
Помимо изначальной низкой прецизионности прыжкового двигателя, волею Ктулху, у него есть и иные ограничения: очень чувствителен к напряженности гравитационного поля. Чем ближе вы к массивному телу - тем менее точно работает “двигатель” и тем больше энергии он тратит не по прямому назначению, а на собственный нагрев. Вблизи планеты “прыгать” устройство вообще откажется.
Поэтому межзвездные путешествия совершаются в несколько “прыжков” со значительными затратами времени на определение своего местоположения после каждого (чтобы просто не промазать мимо системы и не затеряться в межзвездном пространстве), а внутри системы, где позволяет гравитационная обстановка - сериями в десятки мелких прыжков (дабы компенсировать падение точности каждого “прыжка” его малой протяженностью).
2) Гравитационный двигатель - двигатель, основанный на неизвестном науке свойстве Высшего Блага, и позволяющий “падать” от одного объекта к другому. “Падение” возможно в том числе от более массивного объекта к менее массивному. Но имеются ряд “НО”.
Во-первых, эффективность падения зависит от разницы масс объектов: чем она выше - тем лучше. Так “падение” от Сатурна к Юпитеру будет гораздо более унылым, чем от того же Сатурна к Луне. Важно и расстояние между объектами: чем дальше, тем менее эффективно устройство.
Во-вторых, “падение” от большего объекта к меньшему возможно, но гораздо менее эффективно, чем наоборот. Поэтому полет внутрь почти любой системы займет гораздо меньше времени, чем полет к ее границам (ввести разгонную инфраструктуру для космопортов?). Также размер объекта важен для расстояния, на котором гравитационный двигатель способен “нащупать” объект: чем массивней - тем больше дистанция “заякоривания”. Межзвездные полеты при помощи гравитационного двигателя бессмысленны.
В-третьих, ускорение, создаваемое данным двигателем, лимитировано локальной гравитационной обстановкой и на так называемом “гравитационном пределе” становится равно нулю. Т.е. КК, оснащенный только гравитационным двигателем, имеет вполне конкретный потолок скорости (да, в среде с почти отсутствующим сопротивлением). Правда, “максималка” в данном случае зависит вовсе не от техники - на одних и тех же значениях “упрется” и новейший курьерский корабль, и старое ржавое корыто, а оные значения будут разными в разных точках даже одной и той же системы) А потому есть “участки трассы для гравитационного разгона” и “прыжковые участки трассы”.
В целом, гравитационный двигатель - дешевый, непривередливый и надежный, но несколько неторопливый. Им оснащены все без исключения КК в данной вселенной.
3) Реактивный двигатель - ну, собственно, все множество реактивных двигателей: от ионных до химических. Основное достоинство - позволяют обращать меньше внимания на гравитационную обстановку в системе и игнорировать “гравитационный предел”. Недостатки (по сравнению с гравитационным двигателем): требуют регулярного пополнения реактивной массы, что усложняет логистику, и быстрее изнашиваются (“быстрее” зависит от типа и мощности).
Являются довольно заурядным явлением на малых космических аппаратах (зонды, курьерские торпеды и прочее), а также в качестве маневровых на гражданских судах (но там маневровыми могут быть и другие). В качестве же маршевых это привилегия ученых, военных и полиции: отличное дополнение к гравитационному двигателю, когда нужно резко сделать рывок или превысить “гравитационный предел”. Бо для всех остальных излишне дорого в обслуживании - реактивный двигатель, способный шустро ускорить тушу в десятки тысяч тонн, очень быстро раздалбывает сам себя и “жрет” непозволительно много массы.
Корпус
Как на мой взгляд, весьма важная часть КК, которой, увы, в фантастике обычно пренебрегают.
Имеется среда с пренебрежимым сопротивлением, а потому на “аэродинамику” корпуса можно плевать, а его жесткость по оси движения может быть несравненно ниже, чем у атмосферных транспортных средств. Проще говоря, большая часть корпуса пилится любой формы и из любого амна. Большая часть оборудования (вплоть до маршевых двигателей) обычно размещается на корпусе (о средствах защиты - позже), прикрытая минимальным кожухом: все равно, его ни защищать нечем, ни, в случае серьезной аварии, чинить некому - проще сбросить. То же самое касается и грузов: большую их часть проще разместить в контейнерах снаружи корпуса, чем строить корабль с внутренними трюмами (заодно и разгружать/загружать удобнее). Т.е., КК в данной вселенной ажурный, модульный и с очень маленькой обитаемой зоной.
Обитаемая зона предельно маленькая. Т.к. экономия массы и энергии (освещение, регенерация воздуха, поддержание микроклимата и термобаланса, искусственная гравитация), а также удешевление регулярной смены радиозащитной обшивки. На грузовых кораблях творится натуральная подлодка. При этом битаемая зона строится отдельно, по гораздо более высоким требованиям. Так как, помимо экипажа и пассажиров, в этой “цитадели” находится все оборудование, обеспечивающее кораблю выживание: реакторы, генераторы, аккумуляторы, генератор электромагнитного щита, системы жизнеобеспечения, передатчики, резервный гравитационный двигатель и вычислительные мощности с “аварийной обсерваторией”(дроном, которого можно послать посмотреть где мы, собственно, находимся).
Средства защиты
Ни о какой привычной броне речи нет. Так как никакая броня от космических неприятностей не убережет - среда с пренебрежимым сопротивлением, а потому и естественные, и искусственные объекты в ней почти не тормозятся и шныряют с такой энергией, что ой-вей! Но, тем не менее, опасностей в космосе хватает и как-то противостоять им надо.
1) Генератор электромагнитного щита - генератор электромагнитного поля, умудряющийся неким темным колдунством кушать вменяемое количество энергии. Формирует мощное электромагнитное поле, по размерам значительно превосходящее корабль и отклоняющее мелкие объекты и большую часть ионизирующего излучения. На внутрисистемных кораблях, летающих под прикрытием поля звезды, он послабее, на межзвездных, такой роскоши лишенных, - посильнее. Но должен быть обязан.
2) Противорадиационные панели. Могут быть выполнены в разных формах, но тоже быть обязаны, так как щит все излучение не отклонит. А также они должны быть легко доступны для регулярной замены.
3) Солнце-/термозащитное покрытие - краска и теплоизолирующие материалы, отражающие солнечный свет по максимуму. Так же должно быть на каждом КК. По сути, корабль это летающий термос - лучше вообще никак не нагреваться, так как избавиться от тепла в космосе куда сложнее, чем его приобрести.
4) Радиаторы - малоэффективные, но тоже должны быть на каждом корабле. Так как не удасться ни весь свет отразить, ни полностью избавиться от внутренних источников избыточного тепла. Принципы работы не продумывал.
Собственно то, о чем я хотел посоветоваться:
Вооружение
Имеем универсальные и относительно недорогие корабли, которые должны действовать вне эскадры и уметь делать все. Чем вооружать? У меня пока такие идеи.
1) Как основное оружие использовать “торпеды” - простейшие БПЛА на реактивных двигателях (возможно, ступенчатых - по мере полета и снижается масса, и создаются ложные цели), оснащенное БЧ с готовыми поражающими элементами. Такое чудо вполне должно работать на дистанции в пару световых минут, так как способно корректировать собственный курс.
2) Прикрытие торпедам обеспечить “истребителями” - теми же торпедами, но вместо грот-бомбы привязан грот-со-стрелялом. Вот только возникает большой вопрос: нужна ли таким аппаратам многоразовость?
3) Возникают большие вопросы по лучевому оружию. Так как оно:
а) при накачке взрывом хорошо греется, а при более медленной накачке требует длительной (в пределах миллисекунд) фокусировки
б) в системных масштабах крайне ограниченно по эффективной дальности
в) от него по умолчанию защищено все, кроме малых летательных аппаратов
Пока я выдумал только один способ его применения: наворотить на торпеду лазер и шмалять им по другим торпедам из-за пределов эффективной дальности орудий истребителей. Но нужен ли вообще этот цирк с конями, если по умолчанию у противника из истребителей может быть только на две головы более слабое самопальное гуано и его всегда будет меньше?
4) Как средства ПВО использовать торпеды/истребители на системных дистанциях и электромагнитные пушки (скорострелы или направленная шрапнель? по идее, для минимизации проблем с управляемостью КК, второе лучше) в непосредственной близости.
5) Должен быть абордажный катер. Но вот чем его защитить? Обитаемая зона у кораблей очень маленькая, а при выравнивании скорости попасть по катеру сможет даже дебил с дробовиком, по накурке выбравшийся на обшивку.
6) Должен быть десантный шаттл. Но вот нужны ли трансатмосферные истребители сопровождения? По идее, никто воздушные бои устраивать не собирается: а) у мафиоззо ВВС быть не должно, б) если все таки случится реальный шухер, то ущербным трансатмосферникам да еще и всего с одного неспициализированного корабля против нормальной авиации ловить нечего.
7) Стоит ли в парк МЛА эсминца/легкого крейсера отдельно вводить капитанский бот и капитанский шаттл? С одной стороны, корабль относительно небольшой, а с другой - колотить понты это одна из его обязанностей.