Redgerra сказал:Но что означает понятие "интересно"? Почему
Мдя. Базовые понятия определить сложнее всего. Они чаще всего основаны на физиологии и личных ощущениях, которые никогда не удаётся вербализовать хоть как-то понятно.
Redgerra сказал:Почему читатель со стажем, бегло пролистав несколько страниц чаще всего закрывает текст уже зная, что он ему будет неинтересен?
Могу ответить только за себя. Считаю, что я - читатель со стажем.
Где-то в каком-то рассказе, кажется, у Снаффа, учителка вещала детям, мол, самое вкусное в сексе - это обещание. Пожалуй, не только в сексе, в тексте - тоже. Хм... Получается текст и секс - схожие (по удовольствию) процессы? Ладно, отвлёкся. Итак, обещание. Я открываю первую же строчку, и сразу же вижу, что мне обещает данный текущий текст. В половине случаев первая фраза обещает, что автор не задумывается о том, что его вообще кто-то будет читать. Все эти "Был летний тёплый вечер, а я, самец 21 года от роду шёл на вечеринку" - сразу же обещают, что далее последуют шаблонные мысли, шаблонные поступки, шаблонные выводы (если таковые вообще будут). И текст идёт в стопку шаблонов: зачем я их буду читать? Я - читатель со стажем, я их перечитал многие тысячи таких.
Да, бывают исключения. Бывает, что подобная шаблонная первая фраза сделана намерено, и дальше последует что-то интересное. Поэтому я обычно не заканчиваю читать на первой фразе, какая бы она отвратительная ни была. И читаю дальше, проверяя это первое впечатление.
Автор пишет неким стилем, составляя слова определённым образом. И этим он тоже обещает. Мол, смотри, дальше ты будешь разбирать головоломные конструкции типа "Рассвет покрыл ночь, словно безудержная кобылица - адского пса, словно мидгардский змей, обвивший чашу Одина...". Возможно, какой-нибудь любитель кеннингов восхитится таким языком, просто я лично к ним не отношусь. При этом, многозначность, удачность отсылок и намёков приводит меня в восторг. А если намёк далеко идущий - это вообще оргазм! Самый яркий пример - из цикла "Пересекая границы" О. Панкеевой. В самом начале принц Шеллар удачно не попал под покушение, но про это никто не знал, и ему сделали гроб, как и всем прочим членам королевской семьи. Разобравшись, Шеллар посмеялся и гроб велел спрятать. Потом - второе покушение, и ему опять сделали гроб. И снова король велел его спрятать в комнату. На третье плотник уже сам решил делать гроб - а вдруг королю понравится, если выживет? Ему понравилось настолько, что шут с Ольгой на ДР подарили ему гроб на колёсиках, с дверцей и перископом. Дальше - долгий кусок, на страну нападают захватчики, и бывший король новому наместнику демонстрирует коллекцию гробов, на что тот восхищается "Приятно иметь дело с ещё большим сумасшедшим, чем я". Ты-ты-ты, война, политика, про эти гробы забываешь, Шеллар в такой жопе, что и описать сложно, и тут один маг вещает другому, мол, если б Шеллару гроб бы передать... Эх, никак невозможно! А тот ему "нафюга?". "Коллега! - восклицает маг. - Чему тебя учили, недоросля? Для Шеллара гробы сейчас как бы хорошая примета: каждый раз, когда он на грани, и ему делают гроб - он спасается. Тебе лекцию читать про образование примет?". И аж через полторы книги, когда Шеллара разоблачили, отвезли к самому Повелителю, накачали заклинаниями, короче, жопа совсем беспросветная, даже попытки его спасти у самых крутых магов королевства провалились, и тут новый наместник, бегая по старым делам, забегает к гномам. Которые, уяснив кто это, вытаскивают грандиозный ящик, вручают наместнику и говорят "Пока! А это - подарок Шеллару. Передавай привет".
И скрываются в горах. Когда ящик со всеми предосторожностями вскрыли - внутри мраморный, с завитушками и стразами - саркофаг.
Оргазм!
А ведь в самом начале это обещание было незаметным. Начиналось всё так мелко... Но это - высший пилотаж! Это работал Мастер!
Да, тема часто может быть неинтересной. Кому-то не нравится переживать однополые отношения, кому-то - разнополые. Например, я начал править рассказ про ночную дорогу, и он захватил меня обещанием красивых описаний. Автор хорошо расписывал ощущения героя, и мне было интересно: какие ощущения он испытает в кульминации? Что может случиться с героем в описанной ситуации? Но то, что случилось - меня не восхитило, и я рассказ бросил. Иногда не нравится несовпадение поступков или логики событий с ожидаемым (то же самое обещание, по сути, только обманутое!), но иногда другое несовпадание (тот же обман!) приводит к восторгу: фигасе, как круто! И сказать, почему в одном случае - так, в другом - эдак, не могу даже я. Оно само, сам организм против!
Redgerra сказал:и даже порнуху - но опять же - не всё подряд!
На тему порно (или схожих с ним жанров) - там ощущения. Когда читаешь жвачку, где герой "ты, отказала мне два раза, "не хочу", сказала ты. Вот какая ты зараза..." И как лбом об стенку: она зараза?? От того, что не хочет тебя? А ты кто, майнстрюк дырявый? Я не хочу переживать эмоции дырявого майнстрюка, обижаться вместе с ним на девушку, которая его не хочет (и, я думаю, правильно не хочет!), и мои нежные чувства на стороне девушки. Поэтому я подобное читать дальше не стану. И наоборот. Ощущения, которые мне нравятся - я буду переживать, даже если они изложены в шаблонном сюжете и или неграмотным и корявым языком. Например, "Секрет" я начал переводить потому, что наткнулся на 22 главу. Заценив объём 22-й главы, я заинтересовался: о чём можно писать ДВАДЦАТЬ ДВЕ ГЛАВЫ такого объёма? То есть, что именно аффтар может сказать такого, на что не хватило двух (а то и одной) главы подобного размера? Почитав в машпере 22-ю, решил взяться за 21-ю (может, тогда понятнее станет?), потом - за 20-ю... А потом начал с первой.
И оказался прав. Этот автор - может! Так что и вот такой вот "крючок" может зацепить читателя.
У Мастеров обещание чувствуется с первых строчек. Как-то так они умеют, что начинаешь читать, и аж рот слюной наполняется: ой-ой-ой-ой! Хочу-хочу! Какая же вкусняшка прячется в этой коробошке? И когда обещание соблюдено, когда там и впрямь вкусняшка: новый взгляд на жизнь, новая ситуация, новое ощущение, или просто подтверждение правильной твоей догадки - хочется читать ещё и ещё.