Khael сказал:Как НЕ писать идиотский сюжет
Не помню есть ли там это. Просто по самым недавним впечатлениям от прочтения пары книг.
1. Наверное самое распространённое. Бензин в постапокаллиптическом мире. Прошло 300 лет после какой-нибудь Катастрофы, герои всё ещё сливают бензин из бензобаков. Неть, срок годности современного бензина 1-2 года. По причине того, что современное топливо содержит множество сторонних присадок, в баке оно портится вообще за полгода, в герметичной ёмкости для хранения топлива - за год-два. Костёр конечно им ещё можно разжигать, но вообще присадки реагируют, выпадают в осадок, само топливо становится мутным и бесполезным для применения в автомобиле. Ну может на каком-то пороговом этапе оно ещё будет просто быстрее изнашивать двигатель (нагар на клапанах, преждевременная детонация и тп), но по самым фантастичным прикидкам лет через 5 весь бензин на планете точно превратится в тыкву. С дизтопливом получше, его срок годности составляет 5 лет. Может будет как-то работать через 10 если пошаманить с регулировкой форсунок и всем таким. То есть 10 лет после часа П - это просто самый крайний срок когда любые виды топлива для ДВС придут в негодность и единственный вариант - гнать новое.
2. материалы. У людей далёких от материаловеденья возникает ошибочное суждение о том что прочность которую можно придать материалам теоретически бесконечна, более того, что это стремление к бесконечно прочному вибраниуму имеет значение. Нет, не имеет, межатомарные и медмолекулярные связи не обладают энергиями порядка содержащихся внутри атома. А любой материал при определённом усилии начинает вести себя как жидкость. И не важно какая там у него была прочность, важна только глубина лужи, то есть толщина материала. Кинетический обьект, например выпущенный из гаусс-орудия, будет тормозиться не его невероятными прочностными характеристиками, а сугубо тем сколько материала ему предстоит преодолеть. То есть сам принцип бронирования кораблей никогда не будет строится на основе какого-то сверхпрочного вибраниума. СТО, силовые щиты, мобильные (толстенные) экраны ещё ладно, в одной игре была броня, требующая энергоснабжения, при запитке этой брони пространство между атомами вещества заполнялось силовым полем (Помни о Будущем если не ошибаюсь), но большее значение правда будет иметь теплоёмкость (чем выше - тем лучше), теплопроводность (чем ниже - тем лучше), отражательная способность (ведь на космических дистанциях более вероятно использование лучевого, а не кинетического оружия). А против лучевого есть два варианта - стремление сделать корабль из абсолютно чёрного материала, который будет всё поглощать (но тогда нужно как-то решать проблему с перегревом), либо сделать поверхность максимально зеркальной (тогда возникают трудности с маскировкой)
3. Какие-то штуки для суперускорения. Кольнул себе персонаж Темпусфугит 3000 и стал быстрее всех вокруг него в 3000 раз. Я не говорю сейчас о каких-то генераторах темпорального поля, которые ускоряют течение времени в локальном обьёме. Я говорю об ускорении персонажей какими-либо фармацевтическими или кибернетическими методами. Люди которые это фантазируют, забывают простейшее школьное уравнение Е=mv2/2, то есть при прочих конст увеличивая V мы квадратически наращиваем кинетическую энергию. Но это ещё не всё, ведь прочность связок, мышц, костей, скорость электропроводимости нейронов (она кстати довольно небольшая) никак не меняется. Даже если мы "разгоним мозг" - мы не станет прочнее и сильнее, никуда не денется инерция и гравитация, никуда не денется вязкость среды и так далее. То есть если представить что кто-то ускорился в 100 раз первое что он ощутит - плотный, словно бетон воздух, сдирающий мясо с его костей. Когда (если) он нанесёт удар в челюсть - на месте столкновения возникнет превращающий в фарш и руку и лицо взрыв, осколки костей при этом получат энергию сравнимую с энергией осколков РГД-5. Не надо играть с ускорением!
4. снова к постапоку. Вообще жанр понятное дело своеобразный. Но почему все считают что люди, потерявшие доступ к суперкомпухтерам, обязательно скатятся в каменный век? Во-первых если Великий Катаклизм убил кучу народу (убил, а не уничтожил вместе со всеми городами, что маловероятно) - то останется куча хлама для очень небольшого количества людей. И этот хлам - это не только автоматы, водка и консервы. Это токарные станки, это общественные библиотеки, это гидроэлектростанции (которые могут работать даже не сотни, а тысячи лет при самых минимальных навыках обслуживающего персонала). Да, реактивные самолёты строить перестанут, процессоры по 5нм вероятно уйдут в прошлое. Но возродится производство вакуумных радиоламп (это не самый технологичный процесс в мире), простого стрелкового оружия (самое сложное - наличие оружейной стали для ствола), порох, тротил - это всё тоже не требует никаких высоких технологий. Даже возможно примитивных моторных самолётов (ака "этажерка"). Месторождения нефти тоже не будут уничтожены ни вирусом, ни ядерными взрывами, а НПЗ тоже опять же не самое технологичное производство во Вселенной, вот литийионки производить никто не будет, это факт. Да, цивилизация будет отброшена и сильно. Но утратит ли она ВСЕ знания, навыки, производственные возможности, или скорее адаптирует имеющееся к новым реалиям, вернувшись куда-то хотя бы в эпоху пара?
5. Общение с инопланетянами и вообще расшифровка инопланетных записей. Стоит ли говорить, что даже людские языки невозможно расшифровать без ключа? (ака Розетский камень), да и то никто и никогда не сможет сказать как звучала буква А в русском языке, если он окажется вдруг мёртвым, то есть разговорную речь вообще восстановить невозможно без носителей аудиоинформации. Стоит ли упоминать, что инопланетянам с Тау Кита в качестве "звуков" могут служить волны разной длинны в УФ спектре? Хотя в общем я понимаю почему на лингвистику и семантические барьеры в фантастике кладут болт- это слишком сложно, невероятно переусложняет и перегружает повествование, проще дать "интерлингв" который будет автоматически всё переводить и не париться. Но тот же Уоттс на эту тематику целый роман написал, да и не только он подымал её в своём творчестве.
Теперь немного не о самой фантастике, а о структуре повествования в целом. Но не сказать об этом я не могу. Перегруженная экспозиция. Это ГРАФОМАНСКОЕ ЗЛО я бы поставил на пьедестал самоего злоифучего литературного зла во Вселенной. Стремление авторов рассказать читателю о выдуманом им мире и персонажах понятно, но слишком часто оно переходит все разумные рамки. Данные не всегда работают на погружение в мир. Они работают только тогда, когда имеют непосредственное отношение к описываемым событиям и сюжету. То есть по закону драматургии если ты пишешь о ружье на стене - то ты обязан его использовать, рано или поздно. Если пишешь о том, что какая-то там Кастилья - это планета в зозвездии блаблабла, она граничит с воинственными кардасианцами, торгует с ференге и хочет войти в состав Федерации, на планете живут пятиногие коровы, а в биореакторах для ферм используется их помёт, а затем всё произведение у вас о восстании роботов в провинции Таньшань и нет ни единого ференге, кардасианца, коровы, биореактора и космического боя - это хлам, просто поток сознания автора. Он в книге просто лишний, он не используется, он ничего не даёт читателю, это перегруженная экспозиция, по крайней мере самый примитивный её вариант для понимания в качестве примера.